МИСТЕРИЯ (от греч. mystnrion - таинство, тайна) - жанр зап.-европ. ср.-век. религиозной драмы 14-16 вв. Сформировался на основе литургической драмы, со временем переместившейся из церкви на гор. площадь. Развитие жанра связано с расцветом ср.-век. городов в 14-15 вв. М. - драм. представления на религ. сюжеты - были составной частью гор. празднеств, организовывались гор. властями (муниципалитетами) совм. с ремесленными цехами и происходили обычно в ярмарочные дни на площадях. Исполнителями были горожане, ремесленники, иногда жонглёры. Тематика и содержание М. отражали характерную для того времени борьбу религ. и мирского начал. Библейские и евангельские сюжеты сочетались в них с реалистич. шуточными, иногда и натуралистич. сценами, религ. мистика - с житейским реализмом, набожность - с богохульством. Эпизоды из Библии и Евангелия перемежались с интермедиями, вставными комедийно-бытовыми сценками. Представления М. отличались масштабностью (напр., «Мистерия Ветхого завета» состояла примерно из 40 пьес, включавших ок. 50 тыс. стихов; в ней участвовало св. 200 исполнителей, а представление длилось неск. недель; «История апостолов» бр. А. и С. Гребанов содержала 62 тыс. стихов). М. - красочное, пышное зрелище. Для их исп. делались спец. декорации, возводились помосты с приспособлениями для «вознесения». Наиболее живописно оформлялись «ад» и «рай». Постановки осуществлялись разл. способами: широко использовался принцип симультанной сцены (на сценич. площадке одноврем. в отд. «беседках» монтировались все сцены и места действия M.), a также система передвижных сцен-площадок (многочисл. эпизоды М. демонстрировались на отд. повозках, разъезжавших по всему городу; каждая повозка являлась местом действия одной сцены). Музыка М. (по сравнению с литургич. драмой) демократизируется. Хотя осн. часть текста исполняется в виде речитации (частично на лат., частично - на нац. языках) важное значение приобретает и напевное начало - в виде литургич. песнопений, инстр. интермедий, танцев. Григорианская основа литургич. песнопений постепенно вытесняется светской и нар. музыкой, напевами миннезингеров и трубадуров. Реалистич. чертами были отмечены М. в протестантских странах - Великобритании, Германии, а также в Нидерландах. Постепенно развлекательность, красочность представления стали превалировать над его религ. содержанием. Комич. начало в М., их пародийность (часто высмеивалось духовенство), демократизм вызвали недовольство со стороны церк. и светских властей, особенно во времена Реформации. Против М. как религ. жанра выступали и деятели гуманистич. движения. К сер. 16 в. М. были запрещены почти во всех странах Зап. Европы. В кон. 19 - нач. 20 вв. предпринимались попытки создания стилизованных образцов жанра: постановка «Мистерии страстей господних» в селении Обераммергау (Юж. Германия), «Мистерии тела господнего» в Эльче (Испания). Нек-рые оперы и оратории 19-20 вв. по своему религ.-мистич. характеру приближаются к М.: оперы «Парсифаль» Вагнера (1882), «Легенда о Святом Кристофе» д'Энди (1915). К этому жанру принадлежит музыка К. Дебюсси к М. «Мученичество святого Себастьяна» Г. Д'Аннунцио (1911) и др. Образец интерпретации М. в духе революц. искусства создал В. В. Маяковский («Мистерия-буфф», 1-я ред. 1918, 2-я - 1921). Иронической трактовкой религ. притчи явилась пост. варшавским «Театром народовы» М. 15 в. «Истории о преславном воскресении Миколая из Вильковецка» (1962). «Мистерии страстей» периодически демонстрируются в Париже перед собором Нотр-Дам. Новые образцы жанра созданы комп. К. Орфом - «Комедия воскресения Христа» (1956), «Игра о рождении младенца» (1960), «Комедия конца света» (1972). |