МОЛЬНАР (Molnar) Антал (р. 7 I 1890, Будапешт) - венгерский музыковед, композитор, альтист. Учился в Академии музыки им. Ф. Листа в Будапеште по классу композиции у В. Херцфельда. Занимался собиранием муз. фольклора в вост. и сев. р-нах Венгрии (1910-12). С 1910 играл на альте в лучших венг. квартетах, в т. ч. в фп. квартете с Э. Дохнаньи, Б. Хубаи, Е. Керпели (1915-17). Работал в Будапеште. В 1912-18 преподавал муз.-теоретич. предметы в Академии музыки (позднее Высшая школа музыки им. Ф. Листа), в 1919-1959 профессор теории музыки и камерного ансамбля. В творчестве М. опирается на выразит. средства австр. и нем. романтиков (Ф. Шуберт, Р. Шуман), а также И. Брамса, проявляя индивидуальные черты стиля; напряжённой лирич. экспрессией отличаются его песни и романсы. Наиболее значительны камерно-инстр. соч. Популярны также отличающиеся юмором произв. для детей. М. - автор книг и статей по муз. эстетике и социологии, по истории европ. и венг. музыки (о творчестве Б. Бартока, З. Кодая, Л. Вейнера), учебников, рецензий. Пр. им. Кошута (1957). Соч.: для орк. - увертюры, Весна (Tavasz, вальс, 1914), вариации на венг. тему (1927), сюита для двойного струн. орк. (1928); концерт для влч. с орк. (1916), Музыка куруцев (Кuruc zene, для 4 тарогато и камерного оркестра, 1936); камерно-инстр. ансамбли - струн. трио, квартет для флейты и струн. трио (1912); для голосов с орк. - Данаиды (для 3 жен. голосов и орк., 1926), Короткая месса (Missa brevis, 1909), Stabat Mater; псалмы и др. культовые хор. соч.; пьесы для фп., для органа; песни (более 100) на сл. венг. и др. поэтов-классиков, романсы; обр. нар. песен. Лит. соч.: Zene йs közönseg, Sopron, 1912; A zenetörtenet szociologiaja, Bdpst, 1923; Az ъj magyar zene, Bdpst, 1926; A zenei ritmika alapfogalmai, Bdpst, 1927; Bartok müveszete, Bdpst, 1948; Repertorium a barokk zene törtenetehez, Bdpat, 1959; Johannes Brahms, Bdpst, 1959; A nemet zene 1750-töl napjainkig, Bdpst, 1964; Gyakorlati zeneesztetika, Bdpst, 1971. Ш. Э. Каллош. |