МОНГОЛЬСКАЯ МУЗЫКА. Монг. нар. музыка построена на пентатонике. Она подразделяется на 3 осн. разновидности: песни, эпич. сказания и инстр. музыку. Нар. песни одноголосны. Различают медленные «протяжные» (урт-дуу), имеющие большой диапазон, сложный ритмич. рисунок, богато орнаментированную мелодику (включает мелизмы, тремоло и др.), и «короткие» (богино-дуу), более простые по ритму, мелодии и построению. Распространены песни лирич., бытовые, трудовые, революц., историч., походные, шуточные, религиозные и лит. происхождения. Часто песни исполняются в сопровождении нар. инструментов, обогащаясь при этом орнаментальными подголосками. Среди нар. инструментов: лимба - род флейты, моринхур и хучир - струнные смычковые, шанз - плекторный щипковый, ёочин - род цимбал, и др. Народная инстр. музыка представлена 3 разновидностями: сольные наигрыши, инструментальные (песенно-инстр.) ансамбли и наигрыши музыкантов-сказителей. С глубокой древности широкое распространение получили сказания (улигеры) эпич. содержания. Носители устной нар. муз. культуры - хурчи (исполнители на хуре), улигерчи (рапсоды-сказители), дуучи (певцы-солисты), хогжимчи (музыканты-инструменталисты). Среди выдающихся нар. исполнителей и создателей песен, в т. ч. и о новом быте, наиболее известны: Ульдзуй Лубсан-хурчи, Тудуб, Алтан-гэрэл, М. Дугаржав, Дашиделиг и др. В Монголии бытует также особый, весьма своеобразный вид двухголосного горлового пения (особым способом певец одновременно извлекает два звука - басовый и флажолет). Совр. М. м. начала развиваться после революц. преобразований 1920-30-х гг. Первая партизанская песня «Шивэ Кяхта» («Взятие крепости Кяхта») родилась в огне боёв нар. Революции 1921. Вслед за ней были созданы нар. революц. песни «Красное знамя», «Песня об аэроплане» и др. В 1924 появились песни старейшей деятельницы монг. муз. искусства Ишдулам «Ленин наш учитель», «Песня о Ленине и Сухэ-Баторе», затем были созданы песни нар. композиторами У. Лубсан-хурчи «Маркс и Ленин», М. Дугоржава «Песня о Сухэ-Баторе» и др. В песнях 40-х гг. преобладала военно-патриотич. тема. Появились также трудовые, рабочие, детские, молодёжные, лирические и др. песни; их писали композиторы Л. Мурдорж, Б. Дамдинсурэн, С. Гончиксумла, Л. Дорж, Д. Лувсаншарав и др. В 50-х гг. тематика песен расширилась, в них прочное место заняли гражданская лирика, тема созидат. деятельности рабочих и сельских тружеников. В 60-е гг. в связи с общим подъёмом культуры в МНР и растущими эстетич. запросами народа жанровый состав песенного творчества обогатился. Появились сочинения для хора a cappella (авторы - хормейстеры, получившие высшее образование в СССР, Д. Мяасурэн, Д. Лувсаншарав, Г. Дармзагд и др.). Становление проф. муз. культуры проходило под влиянием европ. музыки. Первые образцы муз. драмы возникли на базе песен-диалогов сказителей. В 1942 в Улан-Баторе основан Муз.-драм. театр, спектакли которого сопровождались небольшим ансамблем нар. инструментов. При активной помощи сов. специалистов воспитывались первые кадры исполнителей и композиторов. В 40-50-е гг. молодые композиторы, певцы, дирижёры, хормейстеры были направлены на учёбу в СССР и др. социалистич. страны. В 1963 Муз.-драм. театр был преобразован в Т-р оперы и балета. В 60-70-е гг. в его репертуаре мн. классич. и совр. оперы на монг. яз. («Евгений Онегин», «Русалка», «Фауст», «Чио-Чио-сан», «Алеко», «Князь Игорь», «Проданная невеста»; «Октябрь» Мурадели и др.), а также балеты («Бахчисарайский фонтан», «Коппелия», «Эсмеральда», «Золушка» и др.); произв. монг. композиторов: С. Гончиксумлы - опера «Унэн» (1954), балеты «Секира» (1960), «Сельский праздник» (1967), «Верные друзья» (1971); Б. Дамдинсурэна - оперы «Путь к счастью» (1952), «Три Шарайгольских хана» (1961), «Борьба» (1965), «Амарсана» (1971), «Незабываемые сорок два дня» (1974), балет «Легенда об озере» (1969); Д. Лувсаншарава - оперы «Хан Бургед» (1966), «Взятие крепости Кяхта» (1971); Э. Чойдога - балеты «Цветок среди бурьяна» (1965), «Нерушимая, стальная дружба» (1969); Л. Мурдоржа - опера «Народный певец и музыкант Намжил» (1961). Среди солистов театра: нар. арт. МНР Д. Пурэвдорж, засл. арт. МНР Г. Хайдав, Д. Жаргалсайхан, А. Загдсурэн; солисты балета - засл. арт. МНР Т. Туул, О. Ганбатор; гл. дирижёр театра - нар. арт. МНР Ж. Чулун, балетм. - засл. деят. искусств МНР Б. Жамьяндагва и др. В 1950 создан Нар. ансамбль песни и танца МНР. При ансамбле работает оркестр нар. инструментов, в составе которого реконструированные деревянные и медные духовые инструменты (лимба, бишгуур, эвэр бурээ, их бурээ и др.), струнные смычковые (хучир, кобыз, моринхур, бас кобыз, их хур), щипковые плекторные (шанз), арфообразные (ятга), типа цимбал (ёочин), ударные. Ансамбль неоднократно выступал в СССР и в др. странах Европы, Азии и Африки. Гос. симф. оркестр МНР осн. в 1957. Его худ. рук. и главный дирижёр засл. арт. МНР Ц. Намсрайжав. Оркестр пропагандирует классич. музыку, произв. совр. муз. искусства, способствует созданию новых сочинений монг. композиторами (С. Гончиксумла, Д. Дамдинсурэн, Л. Мурдорж, Э. Чойдог, Ж. Чулун, Ц. Намсрайжав и др.). Сочинения композиторов МНР охватывают мн. жанры: кантаты, оперы и балеты, камерные и симфонич. произв., пьесы для нар. инструментов, музыка к фильмам. В Улан-Баторе имеются Ансамбль песни и пляски Монгольской Народной армии, образцово-показательный духовой оркестр Мин-ва обороны МНР, муз.-хореографическое уч-ще. Муз.-драм. театры работают в центрах аймаков (областей): Чойбалсане, Кобдо, Баян-Улэгэй и др. городах. В 1964 создан Союз композиторов МНР. Председатель С. Гончиксумла (со дня основания). Среди музыковедов: Д. Батсурэн, Ж. Бадра, Г. Ринченсамбу. |