МОНОДРАМА (от греч. monos - один и drama - драма, действие) - драм. произв. для одного актёра. М. была по существу ещё доэсхиловская греч. трагедия (Феспид, Фриних), где один актёр, меняя маски и костюмы, изображал разл. персонажи. М. в музыке - муз.-драм. произведение, исполняемое одним актёром в сопровождении оркестра или инстр. ансамбля, иногда с участием хора и даже балета. М. как жанр в Европе сформировалась в сер. 18 в. в творчестве Ж. Ж. Руссо («Пигмалион», 1770). Дальнейшее развитие жанра отмечено сближением с оперой. Партия солиста в М. - либо мелодекламация (чаще), либо мелодизированный речитатив. В 19-20 вв. из произв. этого жанра выделяются: «Лелио, или Возвращение к жизни» Берлиоза (для чтеца и хора, выступающих на авансцене, певцов-солистов и симф. оркестра, скрытых за занавесом, 1831), оперы «Ожидание» Шёнберга (ор. 17, 1909), «Человеческий голос» Пуленка (1958), «Записки сумасшедшего» Буцко (1965). М. Р. Волкова. |