МОНСИНЬИ (Monsigny) Пьер Александр (17 X 1729, Фокамберг, близ г. Сент-Омер - 14 I 1817, Париж) - французский композитор. Чл. Института Франции (1813). Воспитывался в иезуитском колледже в г. Сент-Омер. В детстве обучался игре на скрипке, систематич. муз. образования не получил. С 1749 жил в Париже, где под впечатлением итальянской оперы-буффа начал изучать композицию у контрабасиста и комп. П. Джанотти. В 1759 М. дебютировал первой комической оперой «Нескромные признания» («Les aveux indiscrets», Ярмарочный театр в Сен-Жермене, Париж), из осторожности скрыв своё имя. Лишь позднее, когда успех его произв. был обеспечен, композитор решился выступать открыто. Осн. оперы написаны в период 1759-77 (ставились в ярмарочных театрах, а после их закрытия - в театре «Комеди Итальенн»). Мн. оперы М. создавал в сотрудничестве с либреттистом М. Ж. Седеном. В 1800-02 состоял инспектором консерватории. М. наряду с Ф. А. Филидором и Э. Дуни - создатель комической оперы - нового жанра, представлявшего передовое искусство Франции в эпоху Просвещения. Он отошёл от традиций старого оперного театра с его условностями. Произв. М. близки «серьёзной комедии», как её мыслил в своей эстетич. системе Д. Дидро. Композитор не отказался от сказочной фантастики («Прекрасная Арсена», 1773), патриархально-идиллич. настроений («Король и фермер», 1762), элементов фарса или экзотики («Одураченный кади», 1761; «Алина, королева Голкондская», 1766), но ярче всего его талант раскрылся в чувствит. семейной драме («Дезертир», 1769; «Феликс, или Найдёныш», 1777). По своему направлению творчество М. близко сентиментализму того времени (он тяготеет, в частности, к кругу образов, характерных для живописи Ж. Б. С. Шардена, уступая ему, однако, в художеств. значительности). Героями сентимент. комич. опер М. являются простые люди, действующие в обыденной обстановке, - семья фермера, буржуа, крестьяне, солдат. Но, в отличие от мн. опер Филидора и Дуни, у М. жанровые и комич. элементы в развитии фабулы отходят на второй план и лишь оттеняют происходящую драму. Напряжение чувств передано в ярко мелодич. музыке, исполненной благородного пафоса и по-новому возвышающей образ скромного героя, когда он терпит истинные страдания. Произв. М. свидетельствуют о просветительском гуманизме комич. оперы, о её здоровой социальной тенденции, характерной для предреволюц. десятилетий. Новые эстетич. задачи потребовали расширения муз. ресурсов комич. оперы: у М. возросло значение серьёзных арий (не вытесняющих, впрочем, из оперы романс и куплеты), драм. ансамблей, встречаются аккомпани-рованный речитатив (в острых коллизиях), красочные и изобразит. орк. эпизоды, углубляется содержательность увертюры и её образная связь с оперой. Гл. сила искусства М. - в мелодич. даре композитора; успех и популярность его оперным произв. обеспечила ясная, непосредственная, свежая, близкая франц. песенности мелодика. Соч.: 18 опер, в т. ч. Одураченный кади (Le cadi dupй, 1761, Ярмарочный театр в Сен-Жермене, Париж), Король и фермер (Le roi et le fermier, 1762, «Комеди Итальенн», Париж), Роза и Кола (Rose et Colas, 1764, там же), Алина, королева Голкондская (Aline, reine de Golconde, 1766, «Опера», Париж), Филемон и Бавкида (1766, театр герцога Орлеанского, Баньоль), Дезертир (Le deserteur, 1769, «Комеди Итальенн», Париж), Прекрасная Арсена (La belle Arsene, 1773, Фонтенбло), Феликс, или Найдёныш (Felix ou L'entant trouvй, 1777, там же). |