МОНТЁ (Monteux) Пьер (4 IV 1875, Париж - 1 VII 1964, Ханкок, штат Мэн, США) - французский дирижёр. Учился в Парижской консерватории по классу скрипки у Бертелье. В 1896 наряду с Ж. Тибо отмечен 1-й пр. консерватории. Работал альтистом и скрипачом в оркестрах театра «Опера-комик» и Э. Колонна. С юношеских лет начал также дирижировать. В 1911-17 дирижёр Русского балета С. П. Дягилева. При его участии впервые были исполнены «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913) и «Соловей» (1914) Стравинского, «Дафнис и Хлоя» Равеля (1912), «Игры» Дебюсси (1913). В 1914 организовал ставшие популярными «Концерты Монтё», в программах которых отразился интерес дирижёра к совр. музыке. В 1916, после демобилизации из армии, уехал с труппой Дягилева в Нью-Йорк. В последующие годы выступал там как симф. и оперный («Метрополитен-опера») дирижёр. В 1919-24 возглавлял Бостонский симф. оркестр. В 1924-34 дирижировал (наряду с В. Менгельбергом) оркестром «Консертгебау» в Амстердаме. Одновременно (в 1928) организовал симф. оркестр Парижа, которым руководил до 1937. В 1935-52 музик-директор симф. оркестра Сан-Франциско. В кон. 1950-х гг. преим. гастролировал, в т. ч. с Бостонским оркестром, в «Метрополитен-опера» (1955-1956) и Венской гос. опере (1958). В 1961-64 руководил Лондонским симф. оркестром. М., получивший широкое муз. образование, обладавший безукоризненным слухом, безошибочным чувством стиля и законченной техникой, был чужд культа дирижёрской личности. Владея обширным репертуаром, он отдавал предпочтение сложным произв. совр. авторов. Был первым исполнителем многих из них, в т. ч. 3-й симфонии и увертюры ор. 42 Прокофьева. В 1926, 1931 и 1956 (с Бостонским оркестром) выступал в СССР. Е. Я. Рацер. МОНТЕ (Monte) Филипп де [1521, Мехелен (Малин) - 4 VII 1603, Прага] - франко-фламандский композитор. Предположительно, пел в церк. хоре мальчиков в Мехелене. В 1542-51 жил в Неаполе (муз. воспитатель в семье аристократа). В 1554 опубликовал в Риме первые мадригалы (5-голосные). В 1555-67 придв. музыкант в Лондоне (сблизился с У. Бёрдом), в 1568-1603 гл. придв. капельмейстер в Вене и Праге. М. - крупнейший (после О. Лассо) представитель нидерландской школы позднего Возрождения, выдающийся представитель полифонич. вок. стиля a cappella 16 в., мастер многоголосного мадригала. В раннем периоде творчества испытал влияние К. де Pope и конц. стиля венецианской школы. Для мадригалов М. (на стихи Петрарки, Бембо, Саннадзаро и др.) характерно использование изобразит. мелизматики, регистровых и ритмич. контрастов, широкое применение имитационной полифонии, отд. приёмов декламационности. Среди культовых произв. М. особенно популярны были мессы. Мн. из них, т. н. мессы-пародии, осн. на заимствованном тематич. материале мадригалов, мотетов, шансон Pope, Палестрины, Жоскена Депре, О. Лассо и самого М. Издано св. 1070 светских и 144 духовных мадригала М. (1554-98), 319 мотетов (1572-84), 38 месс, 45 шансон на сонеты П. Ронсара (1575) и др. Мн. произв. остались в рукоп. Изд. «Opera Omnia» (тт. 1-33, 1927-39). |