МОШОНЬИ (Mosonyi) (наст. фам. Бранд, Brand) Михай (2 IX 1815, Вольдогассоньфальва, Венгрия - 31 X 1870, Пешт) - венгерский композитор, педагог, муз. критик. По национальности немец. Музыкальным образованием занимался самостоятельно, в 1833-35 (когда он работал наборщиком в типографии в Братиславе) - под рук. капельмейстера К. Тураньи, В 1835- 1842 давал уроки музыки (воспитатель в семье графа). В 30-е гг создал первые произведения - мессу и увертюру. С 1842 контрабасист и музыкальный педагог в Пеште. В 1844 впервые публично исполнена его 1-я симфония. Был близок с P Эркелем, К. Абраньи, особенно с Ф. Листом (с 1856), с которым состоял в переписке (Лист обработал 2 темы М. и после его смерти написал траурную музыку «Памяти Мошоньи», завершающую его цикл «Венгерские исторические портреты»). Восторженно встретив Революцию 1848-49, М. вступил в Нац. гвардию. В 1848 он сделал переложение «Марсельезы» для хора и оркестра. В 1856-57 написал оперу «Кайзер Макс» в стиле нем. романтизма. В фп. фантазии «Степная жизнь» («Pusztai йlet», 1857) впервые обратился к нар. венг. музыке. Новое, фольклорное направление в его творчестве получило развитие в последующих произв. - операх «Прекрасная Илонка», «Алмош», фп. пьесах и упражнениях для детей «Венгерский детский мир», а также песнях и хорах, популярность которых была так велика, что многие из них считались народными. М. - автор мн. статей и рецензии, опубликованных в первом венг. муз. журнале («Zeneszeti lapok»). В своих статьях М. призывал к развитию нац. вонг. муз. стиля (убежденный патриот Венгрии, он в 1859 изменил свою нем. фамилию на венгерскую). Завоевав популярность среди народа и прогрессивной интеллигенции, М. активно участвовал в венг. муз. жизни (в т.ч. в разл комитетах и хор. обществах). Пытался добиться открытия Высшей муз. школы в Пеште, однако безуспешно (академия музыки открылась при содействии Ф. Листа в 1875), М. - выдающийся представитель венг. нац. романтич. школы. В своем творчестве сочетал европ. симф. формы и романтич гармонию с мелодикой и ритмами венг. нар. песни стиля вербункош. Рукописи М. хранятся в Венг. нац. музее в Будапеште. Соч.: оперы - Кайзер Макс… (Кaiser Max auf der Martinswand, 1857), Прекрасная Илонка (Szep Ilonka, 1861, Пешт), Алмош (Бlmos; соч. 1862, пост. Будапешт, 1934); кантаты - Праздник очищения венгров на реке Унг (A tisztulas ьnnepe az Ung vizenel, 1860), Воспоём, мадьяры! (Dalra magyar!, 1870); для орк. -2 симфонии (1844, 1856), Траурная музыка на смерть Иштвана Сеченьи (Gyasz-hangok Szechenyi Istvan halalara, 1860), Триумф и горе гонведа (A Magyar honved gyözelme йs keserve, 1860; после реконструкции сочинения 1-е исп. - 1954) и др., Праздничная увертюра (Ьnnepi zene, 1860); камерно-инстр. ансамбли - 2 фп. трио, 6 струн. квартетов, струн. секстет; для фп. - Венгерский детский мир (Magyar gyermekvilag, 1859), этюды (Tanulmanyok zongorara a magyar zene йlöadasa kepzesere, g. 1-4, 1861, 1881); 5 месс и др. культовые соч.; хоры, песни (циклы на стихи нем. и венг. поэтов). |