МОРАЛЕС (Morales) Кристобаль де (14 VI 1500 или 2 VI 1512, Севилья - между 4 IX и 7 X 1553, Малага или Марчена) - испанский композитор и капельмейстер. В 1535 - 45 служил в папской капелле в Риме. С 1545 руководил метризой в Толедо, с 1551 - капеллой кафедрального собора в Малаге. М. - один из крупнейших испан. контрапунктистов, мастеров вок. полифонии, автор преим. культовых произв. (гл. обр. 4-, 5-, 6-голосных), а также ряда светских соч. М. опирался на технику композиторов нидерландской школы и продолжил традиции испан. культовой музыки. Среди учеников - Ф. Герреро, Т. де Виктория, X. Наварро, X. Бермудо. Полное собрание соч. М. выходит с 1952 в издании «Monumentos de la Musica Espanola» («Cristobal de Morales: Opera omnia»). Соч.: 21 месса (1540-е гг.), 16 магнификатов (1542), 91 мотет (изд. 1543, 1546), ламентации (изд. 1564), 11 гимнов, 1 мадригал (1-е изд. в 4-й кн. 4-гол. мадригалов Аркадельта, 1539), 1 вильянсико и др. МОРАЛЕС (Morales) Олальо Хуан Магнус (15 X 1874, Альмерия - 29 IV 1957, Тельберг, близ Стокгольма) - швед. пианист, композитор, дирижёр, музыковед. По национальности испанец. Жил в Швеции с 1881. В 1891-99 учился в консерватории в Стокгольме у Г. Тегерстрёма (фп.), совершенствовался в Берлине (1899-1901 и 1904-05). Среди учителей М. - Т. Карреньо (фп.) и X. Пфицнер (дирижирование). С 1901 преподавал, выступал как дирижёр и пианист в Гётеборге, писал критич. статьи. В 1905-09 2-й капельмейстер оркестра в Гётеборге. С 1910 чл. Швед. муз. академии (в 1918-40 её секретарь). В 1917-39 преподаватель в консерватории в Стокгольме (с 1921 профессор). В 1921-22 и 1924 муз. директор института в Упсале. Как композитор дебютировал в нач. 1900-х гг. На раннее творчество М. оказал влияние И. Брамс (соната для фп., ок. 1900). Позднее (с ор. 12) использовал гармонич. и ритмич. приёмы импрессионизма (в пьесах испан. стиля, в т. ч. в «Андалузской балладе» - «Balada andaluza», для фп., 1945). Соч.: Балет Свадьба Камачо (Camachos bröllop, по «Дон Кихоту» Сервантеса, 1944); для орк. - симфония (1901), конц. увертюра Раннее лето (Försommar, 1898), увертюры Туфля Абу Касема (Abu Caserns tofflor, 1926) и Летняя музыка (Sommarmusik, 1948), Триптих (1952-53) и др.; инстр. пьесы; хоры; музыка (или отд. номера - песни) к спектаклям драм. театра, в т. ч. к «Кровавой свадьбе» Ф. Гарсиа Лорки (Ett blodsbröllop, 1944) и др. Лит. соч.: Svenska musikens historia, «Musikern», 1909, Кungliga Musikaliska Akademien, bd 1 - 1771-1921, bd 2 - 1921-1931, bd 3 - 1931-41, Stockh., 1921-42; Handbok i dirigering, Stockh., 1946. И. А. Слепнёв. |