МОРЕЛЬ (Maurel) Виктор (17 VI 1848, Марсель - 22 X 1923, Нью-Йорк) - французский певец (баритон). Учился в Марсельской и Парижской консерваториях (у Вотро и А. Дювернуа). В 1868 дебютировал в парижском театре «Гранд-Опера» (партия Невера - «Гугеноты»), затем гастролировал в др. странах, в т. ч. в Италии («Ла Скала», Милан, 1870). Известность получил после выступлений в театре «Ковент-Гарден» (Лондон, 1873-79). В 1874-75 и 1878-79 приезжал в Россию. В 1879-94 выступал на сцене «Гранд-Опера», пел также в театрах Нью-Йорка, Милана, Неаполя, Мадрида, Каира и др. В 1905 оставил сцену. С 1909 занимался педагогич. деятельностью в Нью-Йорке. Один из выдающихся певцов кон. 19 - нач. 20 вв. Голос М. не был сильным, но его исполнение отличалось большой эмоциональностью, тщательной отделкой деталей. В своём искусстве развивал художеств. принципы Дж. Верди - стремление к естественности, простоте исполнения. Верди написал для М. партии Яго (Милан, 1887) и Фальстафа (там же, 1893). Др. партии: Риголетто, Фигаро; Амонасро («Аида»), Дон Жуан; Граф ди Луна («Трубадур»), Ренато («Бал-маскарад»), Тонио (первое исполнение), Вильгельм Телль; Гамлет («Гамлет» Тома), Тельрамунд («Лоэнгрин»). Автор ряда работ, посвящённых главным образом оперному исполнительству. Лит. соч.: A propos de la mise en scene du drame lyrique «Otello», Roma, 1888; Le chant renovй par la science, P., 1892; Un probleme d'art, P., 1893; A propos de la mise en scene de «Don Juan», P., 1896; L'art du chant, P., 1897; Dix ans de carriere (1887-1897), P., 1897. |