МОСКОВСКАЯ ЧАСТНАЯ РУССКАЯ ОПЕРА - оперный театр в Москве. Открыт в 1885. Был организован крупным промышленником, меценатом и театр. деятелем С. И. Мамонтовым и существовал на его средства. В 1885-88 работал под назв. «Театр Кроткова», в 1896-99 - «Театр Винтер» (по имени директоров), в 1900-04 - «Товарищество частной оперы». Вынужденный перерыв (1888-96) был обусловлен финансовыми затруднениями, а также необходимостью изучения практич. опыта др. оперных театров. В 1904 театр был закрыт в связи с финансовым крахом Мамонтова. Деятельность М. ч. р. о. сыграла значит. роль в утверждении на рус. оперной сцене принципов реалистичности и художеств. цельности спектакля. Стремясь к созданию оперного ансамбля, к сценически осмысленной режиссуре спектакля, М. ч. р. о. привлекала мн. крупнейших деятелей разл. областей рус. искусства. В труппе театра были видные певцы - Н. И. Забела-Врубель, П. А. Лодий, П. С. Оленин, В. Н. Петрова-Званцева, Н. В. Салина, А. В. Секар-Рожанский, Ф. И. Шаляпин, Н. А. Шевелёв, Е. Я. Цветкова, В. А. Эберле и др. Из артистич. коллектива театра выдвинулась группа крупных оперных режиссёров-воспитателей - В. А. Лосский, П. И. Мельников, П. С. Оленин, В. П. Шкафер и др. Среди дирижёров М. ч. р. о. - М. М. Ипполитов-Иванов и С. В. Рахманинов (впервые выступивший здесь как дирижёр). Над оформлением спектаклей работали крупнейшие художники-живописцы - В. М. и А. М. Васнецовы, М. А. Врубель, К. А. и С. А. Коровины, И. И. Левитан, С. В. Maлютин, В. Д. Поленов, В. А. Серов, Н. П. Чехов, В. В. Симов и др. Т-р широко пропагандировал произв. русский композиторской школы и прежде всего оперное творчество композиторов «Могучей кучки» (в то время мало известное) и П. И. Чайковского. На сцене М. ч. р. о. были осуществлены пост. мн. произв. Н. А. Римского-Корсакова (некоторые впервые). Событием обществ. значения явились пост. в этом театре «Снегурочки» (1885); «Каменного гостя» Даргомыжского (1886), «Псковитянки» (1896), «Садко» (1897), «Хованщины» (1897), «Бориса Годунова» (1898), «Царской невесты» (1899), «Орлеанской девы» (1899), «Мазепы» (1900), «Кузнеца Вакулы» (1902), а также «Богемы» (1897) и «Вертера» (1904). В репертуаре театра были оперы - «Иван Сусанин» (1885), «Русалка» (1885), «Рогнеда» (1896), «Демон» (1896), «Князь Игорь» (1896), «Моцарт и Сальери» (1898), «Юдифь» (1898); «Ася» Ипполитова-Иванова (1900), «Купец Калашников» Рубинштейна (1901), «Руслан и Людмила» (1902); «Сказание о граде Великом Китеже и тихом озере Светояре» Василенко (1903) и др. На пути развития М. ч. р. о. не избежала крупных ошибок: постановочной и режиссёрской стороне спектаклей здесь нередко придавалось большее значение, чем безупречности муз. исполнения. Постоянная спешка, дезорганизованность, боязнь финансового дефицита приводили иногда к художеств. незавершённости премьер. Тем не менее историч. заслуга М. ч. р. о. несомненна: здесь были впервые поставлены важнейшие вопросы, связанные со спецификой оперно-сценич. мастерства. Стремление к созданию спектакля, проникнутого единым творч. замыслом, было одним из прогрессивных завоеваний этого театра. После закрытия М. ч. р. о. творч. деятельность её бывших сотрудников продолжалась на имп. сцене, в Опере Зимина и в периферийных театрах. По словам Б. В. Асафьева, «…опыт этого театра надо считать поворотным пунктом в истории не только русского оперного спектакля, но и всей истории русской оперной музыки». |