МОСКОВСКАЯ ШКОЛА - условное определение, относимое к группе моск. композиторов 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. Главой М. ш. был П. И. Чайковский, влияние которого сказалось в большей или меньшей степени на творчестве всех её представителей. После смерти Чайковского руководящая роль в ней перешла к С. И. Танееву. М. ш. противопоставлялась петербургской школе, возглавлявшейся Н. А. Римским-Корсаковым. Однако обе школы при частных различиях принадлежали к передовому реалистич. направлению рус. музыки, и существовавшие между ними расхождения не затрагивали коренных идейно-эстетич. основ творчества. Чайковский резко протестовал против попыток противопоставить его и Римского-Корсакова как художников, принадлежащих к враждебным лагерям в музыке. Он находил, что «тут есть странное недоразумение, которое принесло и продолжает приносить печальные последствия» (из интервью П. И. Чайковского, журн. «Петербургская жизнь», 1892, No 2). Мн. композиторы моск. и петерб. школ стремились к объединению творч. принципов Чайковского и Римского-Корсакова. Эта тенденция отчётливо проявляется у А. С. Аренского, M. M. Ипполитова-Иванова, Вас. С. Калинникова, А. Т. Гречанинова и др. Ученики Римского-Корсакова - Ипполитов-Иванов и Аренский - заняли видное положение в моск. муз. жизни, примкнув к близкому окружению Чайковского. Гречанинов после окончания Моск. консерватории учился у Римского-Корсакова в Петербурге, но в дальнейшей своей муз. деятельности оставался связан преим. с Москвой. В кон. 19 в. укрепляются связи Танеева с петерб. муз. кругами. Всё это способствовало большему сближению моск. и петерб. школ. К М. ш. относят также С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, Н. К. Метнера, творчество которых, однако, было связано с новым этапом развития рус. музыки и выходит за рамки традиций М. ш., сложившихся в 19 в. Ю. В. Келдыш. |