МУХАТОВ Вели (Велимухамед) [р. 22 IV (5 V) 1916, аул Багир, ныне Ашхабадского р-на] - советский композитор и обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1965). Депутат Верх. Совета СССР 4-го и 5-го созывов. Занимался в 1941 в Туркменской студии при Моск. консерватории, в 1951 окончил Моск. консерваторию (класс композиции С. Н. Василенко). Творчество М. играет значит. роль в развитии проф. туркм. музыки, одним из основоположников которой он является. В его произв. ярко выражены характерные особенности туркм. фольклора, разработанного на основе совр. композиторской техники, нац. колорит соединяется у М. с проф. мастерством, широтой замыслов. Среди первых творч. работ М. - балет «Ак-Памык» («Белый хлопок», 1945, совм. с А. Ф. Зноско-Боровским, Туркм. театр оперы и балета), комич. опера «Кемине и казы» («Поэт и судья», 1947) и опера «Зохре и Тахир» (1953) - обе совм. с А. Г. Шапошниковым. Крупнейшие произв. М. - опера «Ганлы сака» («Кровавый водораздел», 1967, Туркм. театр оперы и балета), симф. произв. - симфония «Памяти Махтумкули» (1974), «Туркменская сюита» (1950; Гос. пр. СССР, 1951), поэма «Моя Родина» (1951, Гос. пр. СССР, 1952), вокально-симф. поэма «Сказание о коммунисте» (1970), Песня о Ленине (1970); М. - автор Гос. гимна Туркм. ССР (1946). Ему принадлежат также «Кантата о Коммунистической партии» (1953), «Кантата о счастье» (1954) и др., симф. поэмы для орк. нар. инструментов, более 150 хоровых и сольных песен, романсов («Песня о Ленине», «Песня за мир», «Утренняя песня», «Первая любовь» и др.), музыка к документальным и художеств. фильмам («Советский Туркменистан», 1951, «Сын пастуха», 1955, «Случай в Дашкале», 1963) и др. Сб. песен М. удостоен Гос. пр. Туркм. ССР им. Махтумкули (1972). В 1954-59 председатель CК Туркменской ССР. С 1972 зав. кафедрой Ашхабадского муз.-педагогич. института культуры. МУХАТОВ Нуры (р. 18 I 1924, аул Багир, ныне Ашхабадского р-на) - советский композитор и дирижёр. Засл. деят. искусств Туркм. ССР (1965). Чл. КПСС с 1953. Брат В. Мухатова. В 1965 окончил Ташкентскую консерваторию по классу дирижирования у М. А. Ашрафи и классу композиции у Б. И. Зейдмана. В 1949-73 дирижёр, с 1973 гл. дирижёр Туркм. театра оперы и балета им. Махтумкули. Принимал участие в пост. спектаклей: «Гюльшен» Гаджибекова (1953), «Эсмеральда» Пуньи, Глиэра, Василенко (1954), «Лебединое озеро» (1957); «Жизель» Адана (1960), «Каменный цветок» (1965), «Гибель суховея» Нурымова (1967), «Большой вальс» на муз. И. Штрауса (1972), «Кемине и казы» («Поэт и судья») В. Мухатова и Шапошникова (1972), «Цыганский барон» Штрауса (1973). В своих произв. использует нац. фольклор, ладово-гармонич. основа его произв. близка нар. музыке. Соч.: балет - Чудесный лекарь (совм. с М. Б. Равичем, 1960, Туркм. театр оперы и балета, 2-я ред., 1973, там же); для симф. орк. - симфония (1966), увертюра (1956), поэма (1966), сюита из балета «Чудесный лекарь» (1963); для фп. - 8 вариаций, 10 пьес; песни на сл. туркм. поэтов и др. |