МУР (Moore) Джералд (р. 30 VII 1899, Уотфорд, близ Лондона) - англ. пианист. Учился музыке в университете в Торонто (Канада) у М. Хамбурга. С 1921 жил в Англии. Известен как один из крупнейших совр. аккомпаниаторов и ансамблистов (выступал с Э. Шварцкопф, Д. Фишером-Дискау, видными инструменталистами). Игра М. отличается тонким чувством ансамбля, разнообразием артикуляции, совершенством техники, искусством педализации, благородством и красотой звука. Его репертуар огромен. М. - один из первых теоретиков искусства аккомпанемента (читал лекции, выступал по радио, автор статей и книг); рассматривает его как высокую художеств. задачу, правильное решение которой определяет успех солиста, считает необходимым в сопровождении уделять большое внимание деталям. Сотрудничал в сб. «Музыкальная карьера» («A career in music», 1950). Автор переложений песен для фп. Соч.: The unashamed accompanist, L., 1943, 1959 (в рус. пер. - Аккомпаниатор, которому не приходится краснеть, в сб.: Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 2, М., 1966 [сокр. пер.]); Singer and accompanist. The performance of 50 songs, L., 1953, N. Y., 1954; Am I too loude, N. Y., 1962. МУР (Moore) Томас (28 V 1779, Дублин - 25 II 1852, Слопертон-Коттидж, близ г. Девайзес) - англ. поэт, певец и композитор-песенник. Чл. Корол. ирл. академии. По национальности ирландец. Сын торговца колониальными товарами. Учился в колледже в Дублине. Муз. грамотой овладел, вероятно, самостоятельно. С 1799 жил в Лондоне. Выступал с исп. своих песен в салонах лондонской аристократии. В 1818-22 жил в Париже. Путешествовал по Сев. Америке, Канаде. Написал либр. комич. оперы М. О'Келли «Цыганский князь» («The Gipsy prince», 1801, «Хеймаркет тиэтр», Лондон), текст и музыку комич. оперы «М. П., или Синий чулок» («М. P. or the Blue Stocking», увертюра написана Ч. Э. Хорном, оркестровавшим всю оперу; 1811, театр «Лицеум», Лондон). М. - один из виднейших романтич. поэтов, создатель популярного «романа» (поэмы из 4 вост. сказок) «Лалла Рук» («Lalla Rookh», 1817), использованного мн. композиторами (одноим. оперы Ч. Э. Хорна, Ф. С. Давида, опера «Фераморс» А. Г. Рубинштейна, балет и симф. поэма Г. Бантока, симф. поэма Й. Йонгена, оратория «Рай и Пери» Р. Шумана, кантаты и др.). М. - автор не только текстов, но и ряда мелодий песен; среди них - знаменитая «Канадская лодочная песня» («The Canadian boat song», изд. 1805) для 3 голосов. Известны его тексты к песням (с фп. сопровождением Дж. Стивенсона и Г. Бишопа), вошедшим в собрание избранных ирл. мелодий («Selection of Irish melodies», 10 тетр., 1807/08-1834, и «Selection of popular national airs», 6 тетр., 1818-1827). В 1816 вышел сб. духовных песен («Sacred songs») с текстами М., музыкой Стивенсона и М. На стихи М. писали сольные песни и хоры композиторы Англии и др. стран, в т. ч. Г. Берлиоз - «Ирландские мелодии» и др., А. А. Алябьев - «Вечерний звон» (в рус. пер. И. И. Козлова), С. И. Танеев - «Рождение арфы». «Ирландские мелодии» М. неоднократно переиздавались, в 1859-61 в обр. Дж. А. Макфаррена, в 1895 - Ч. Станфорда. В 1880 вышло юбилейное собр. «The National Moore». МУР (Мооrе) Дуглас Стюарт (10 VIII 1893, Катчог, близ Нью-Йорка - 25 VII 1969, Гринпорт, штат Нью-Йорк) - американский композитор. Учился в Йельском университете у X. Паркера и Д. С. Смита (1911-17), в Париже - в «Схола канторум» у В. д' Энди (1921), брал уроки композиции у Н. Буланже; совершенствовался у Э. Блоха в Институте музыки в Кливленде (1924), где также руководил отделом музыки в Музее искусства. Как композитор дебютировал в 1922 («4 музейные пьесы» - «4 Museum pieces» для органа). В 1925-62 преподавал в Колумбийском университете (в 1940-60 возглавлял муз. ф-т). В 1946-53 президент Нац. института искусства и литературы. В 1957-60 рук. Амер. общества композиторов, авторов и издателей. В своих лучших соч., стилистически ясных, использовал «американизмы» - элементы амер. популярной музыки, джаза (оперы «Дьявол и Дэниэл Уэбстер», 1939, Нью-Йорк, и «Баллада Бэби Доу», симфония A-dur и «Симфония осени», орк. сюита «Шествие П. Т. Барнума» - «The pageant of P. T. Barnum», 1924; симф. поэма «Моби Дик»). Много работал в вок. жанрах (соч. на тексты поэтов В. Линдси, С. В. Бенета), способствовал развитию детской оперы (писал музыку для школьных постановок). С 1960 чл. Амер. академии искусства и литературы. Соч.: оперы - Белые крылья (White wings, соч. 1935; 1949, Хартфорд, Коннектикут), Новое платье короля (The emperor's new clothes, детская, 1948, Нью-Йорк), Гиганты земли (Giants of the Earth, 1950, Нью-Йорк), нар. драма Баллада Бэби Доу (1956, Сентрал-Сити, Колорадо), Галантность (Gallantry, 1957, Нью-Йорк; пародия на телевизионные и радиорекламы), Крылья голубки (The wings of the dove, по Г. Джеймсу, 1962, Нью-Йорк), Кэрри Нейшн (1966, Канзас); для орк. - Симфония осени (Symphony of Autumn, 1930), симфония A-dur (1945), увертюра на тему амер. напева (1931), симф. поэмы - Моби Дик (по Г. Мелвиллу, 1928), Памяти погибших (In memoriam, 1943), Молитва об Объединённых нациях (Prayer for the United Nations, с солистом и хором, 1943); для камерного орк. - Котильон для струнных, Деревенская музыка (Village music, 1941), сюита Дневник фермы (Farm journal, 1947); камерно-инстр. ансамбли - фп. трио (1953), струн. квартет (1933), дух. квинтет (1942), квинтет для кларнета и струнных (1946), соната для скр. и фп. (1929); соч. для фп.; хоры; песни. Лит. соч.: Listening to music, N. Y., 1932; From madrigal to modern music. A guide to musical styles, N. Y., 1942. |