МУТОН (Mouton) Жан (ок. 1459, О-Винь, близ г. Самер, Па-де-Кале - 30 IX 1522, Сен-Кантен) - франко-фламандский композитор, певец, органист. С 7 лет пел в хоре собора Нотр-Дам дю Нель (близ г. Сен-Кантен). В 1500 руководил хором мальчиков в Амьенском соборе, в 1501 преподавал игру на органе и пение в соборе Гренобля. С 1513 (1509?) до конца жизни - певец корол. придв. капеллы. Писал церк. музыку - мессы, мотеты, псалмы и др. Последователь Жоскена Депре, М. испытал большое влияние его творчества (один из мотетов М. в течение длительного времени приписывали Жоскену Депре). Совершенное владение сложнейшей техникой контрапункта ярко проявилось в его 8-гол. мотете «Рождение богоматери» («Nasciens mater») и др. Мессы и мотеты М. впервые издал О. Петруччи (1501-23), затем П. Аттеньян (1532, 1534), многие каноны привёл Г. Глареан в своём труде «Додекахордон» (1547). Среди учеников М. - комп. А. Вилларт. МУТОН (Mouton) Шарль (1626-1699 или 1710) - франц. лютнист и композитор. Учился у Д. Готье. Жил и работал при дворе в Турине, с 1678 - в Париже. Автор многочисл. лютневых сочинений. При жизни М. были опубликованы (ок. 1699) 4 книги «Пьес для лютни в различных ладах» («Pieces de luth sur differents modes»), из которых сохранились только первые две (в одной из них содержатся указания исполнителям-лютнистам). В сб. М. представлены гл. обр. произв. в форме сюиты, состоявшие из 4-11 частей (преим. прелюдия, аллеманда, жига, сарабанда); некоторые пьесы имеют программные назв. («Принцесса», «Мечтатель», «Отъезд» и др.). В музыке композитора проявилось влияние итал. муз. школы. Творчество М. - одного из последних выдающихся франц. представителей искусства игры на лютне (современники наз. его «мэтром лютни»), имело большое значение для дальнейшего развития сюиты. Среди учеников М. - Р. Мильран (составил в 1690 сб. произв. учителя) и Ф. Ле Саж де Рише. |