НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР (Narodnн divadlo) - крупнейший театр ЧССР. Открыт в 1883 в Праге. Создан на средства, собранные среди населения страны, и является монументальным памятником борьбы чеш. народа против нац. угнетения, за право иметь отечеств. центр муз.-театр. культуры. Здание театра построено в стиле неоренессанса (арх. Й. Зитек, художники - М. Алеш, В. Брожик, В. Гинайс, Ф. Женишек, Ю. Маржак, А. Либшер, Й. Тилка, скульпторы - А. Вагнер, Й. В. Мысльбек, Б. Шнирх); над сценой надпись: «Народ - себе». Н. т. был открыт 11 июня 1881 постановкой нац.-патриотич. оперы Б. Сметаны «Либуше», однако через 2 мес. (после 10 представлений) пожар уничтожил его интерьер. На собранные вторично народом средства здание было восстановлено учеником Й. Зитека - Й. Шульцем. 18 нояб. 1883 на обновлённой сцене вновь прозвучала «Либуше». Н. т. объединяет 3 самостоят. труппы - оперную, балетную и драматическую; с момента основания театра ведущая роль принадлежит опере. С Н. т. тесно связано развитие чеш. оперы, здесь были пост.: «Димитрий» (1883), «Якобинец» (1889) и «Чёрт и Кача» (1899) Дворжака, «Мессинская невеста» (1884) и «Шарка» (1897) Фибиха, «Ева» Фёрстера (1899) и др. Т-р ставил также оперы русский композиторов, в их числе - «Русалка» (1889), «Пиковая дама» (1892), «Майская ночь» (1896), «Князь Игорь» (1899). В 1888 П. И. Чайковский дирижировал на премьерах спектаклей «Евгений Онегин» и «Лебединое озеро» (2-й акт); некоторые из произв. композитора были впервые исполнены за рубежом на сцене Н. т. Среди лучших пост. итал. онер - «Аида» (1884), «Отелло» (1888); «Сельская честь» Масканьи (1891), «Богема» (1898). В Н. т. работали: дирижёры - A. Чех, М. Ангер, режиссёр Ф. Колар; выступали известные певцы - Й. Лев, М. Ситтова, А. Вавра, Б. Лаутерерова-Фёрстерова, Б. Бенони, Р. Матурова, B. Геш, Б. Птак и др. Важный период в истории Н. т. связан с деятельностью композитора и дирижёра К. Коваржовица (худ. рук. оперы в 1900-20). Вместе с ним работали дирижёры - Ф. Пицка, Ф. Йялек, Б. Брзобогаты и др., режиссёр Р. Полак. Значительно расширился репертуар театра, были пост. новые чеш. оперы - «Падение Арконы» Фибиха (1900), «Русалка» (1901) и «Армида» (1904) Дворжака, «Джессика» Фёрстера (1905), «Её падчерица» Яначека (1916) и др.; на сцене театра шли также: «Тоска» (1903), «Снегурочка» (1905), «Борис Годунов» (1910); «Электра» (1910) и «Кавалер роз» (1911) Р. Штрауса, оперы Р. Вагнера, в т. ч. «Тристан и Изольда» (1913), «Парсифаль» (1914). В 1918 Н. т. впервые пост. все оперы Сметаны. В труппе театра были видные певцы - К. Буриан, Э. Дестинова, Э. Поллерт, Г. Хорватова, В. Зитек и др. В 1918 Чехословакия стала самостоятельным независимым гос-вом, что оказало существ. влияние и на муз.-театр. жизнь страны. В 1921-35 во главе оперной труппы Н. т. был композитор и дирижёр О. Острчил; годы его деятельности ознаменовались особым подъёмом - высокой исполнит. культурой спектаклей, разнообразным репертуаром. Совм. с режиссёром Ф. Пуйманом и художником Ф. Киселой Острчил осуществил пост. всех опер Сметаны, А. Дворжака, 3. Фибиха, Й. Б. Фёрстера, В. Новака, цикла опер В. А. Моцарта. На сцене театра шли также произв. совр. чеш. композиторов, в т. ч. «Братья Карамазовы» Еремиаша (1928), «Яношик» К. Хабы (1934). В 1942-44 театр возглавлял В. Талих (в 1935-44 был гл. дирижёром). В годы немецко-фашистской оккупации (1939-45) коллектив театра стремился сохранить в репертуаре соч. чеш. композиторов. В 1944 Н. т. был закрыт. После освобождения Чехословакии (1945) и установления нар.-демократич. строя в стране (1948) начался новый этап в жизни театра. Первый сезон открылся оперой «Проданная невеста» Сметаны. В 1948-49 к Н. т. была присоединена труппа «Большой оперы 5 мая» (играла в Т-ре им. Б. Сметаны). В послевоенный период в Н. т. работали дирижёры - О. Еремиаш, 3. Халабала, В. Кашлик, Я. Кромбгольц; режиссёры - Л. Мандаус, К. Ернек, Г. Тейн; художники - И. Свобода, О. Шимачек. В репертуаре Н. т. появились советские оперы - «Обручение в монастыре» и «Война и мир» (1948), «Молодая гвардия» (1952); «Муса Джалиль» Жиганова (1960), «Укрощение строптивой» Шебалина (1962). В 1963 в содружестве с театрами Брно, Остравы и Пльзеня Н. т. провёл фестиваль всех сценических (оперных и балетных) произв. С. С. Прокофьева. Т-р регулярно ставит оперы совр. чеш. и слов. композиторов - «Палечек» Боржковца (1958), «Сусанна Войиржова» Пауэра (1958), «Мирандолина» Мартину (1959), «Святоплук» Сухоня (1960), «Воскресение» Циккера (1962), «Ромео, Юлия и тьма» Фишера (1962), «Переполох в Эфесе» Крейчи (1962), «Жюльетта» (1963) и «Греческие страсти» (1966) Мартину, «Факел Прометея» Гануша (1965) и др. В 1970-73 театр осуществил пост. опер «Мнимый больной» Пауэра, «Валькирия» Вагнера, «Крутнява» Сухоня, «Война и мир» (Гос. пр. ЧССР, 1971); «Десять дней, которые потрясли мир» Карминского. В труппе театра (1975): певцы - Г. Бенячкова, К. Берман, Б. Бла-хут, Э. Гакен, Л. Доманинская, И. Жидек, Й. Заградничек, Н. Книплова, Л. Марова, М. Махоткова, А. Микова, И. Миксова, Р. Тучек и др.; художественный рук. оперы Н. т.-Л. Шип, главный дирижёр Я. Кромб-гольц, главный режиссёр В. Кашлик, главный художник Й. Свобода. С 1954 Н. т. работает в 3 зданиях, получивших самостоят. названия,- собственно Н. т. (зрит. зал на 1200 мест; здесь идут оперные, балетные и драм. спектакли), Т-р им. Б. Сметаны (зрит. зал на 1450 мест; оперные и балетные), Т-р им. И. К. Тыла (быв. Сословный театр, где впервые прозвучал «Дон-Жуан» Моцарта, 1787), на сцене которого выступает драм. труппа и ставятся камерные оперы и балеты. Н. т. неоднократно выезжал на гастроли в др. страны, в 1955 и 1975 - в СССР (оперная труппа). Балетная труппа Н. т. первоначально была немногочисленной, и артисты балета выступали в основном в танц. сценах оперных спектаклей. В 1888 были пост. «Сильвия» Делиба и «Лебединое озеро». В нач. 20 в. ставятся балеты на чеш. сюжеты: «Сказка о Гонзе» (1902) и «Из сказки в сказку» (1908) О. Недбала, «Олим» Каана (1904) и др. Среди балетов 20-30-х гг. - «Иштар» (1924) и «Шпаличек» (1933) Мартину, «Петрушка» Стравинского (1925), «Фагот и флейта» Буриана (1929) и др. Новый период в истории балетной труппы (после 1945) ознаменовался обновлением репертуара, ростом проф. мастерства солистов, высоким художеств. уровнем постановок. Были пост. балеты чеш. композиторов - «Славянские танцы» на музыку Дворжака (1956), «Отелло» Гануша (1959), «Лунатик» Шульгофа (1963), «Последний одуванчик» Вацека (1965) и др.; значительную часть репертуара составляют произведения мировой классики - балеты П. И. Чайковского, И. Ф. Стравинского, М. Равеля и др., и балеты советских композиторов - «Красный мак» (1947); «Золушка» (1948), «Ромео и Джульетта» (1950), «Блудный сын» (1963) Прокофьева, «Семь красавиц» (1959); «Юность» Чулаки (1959) и др. В сезоне 1970/71 Н. т. поставил балет «Коррида» («Кармен-сюита») Бизе - Щедрина. В разное время в балетной труппе театра работали: балетмейстеры - Й. Блажек, Й. Енчик, С. Махов, Й. Немечек, Р. Ремиславский, с 1974 - гл. балетмейстер М. Кура; солисты балета - Н. Гайдашова, М. Дротнерова, Я. Петржик, С. Ремар, О. Скалова, 3. Шемберова, В. Шилганова и др. |