«НАДГРОБИЕ», гробница, томбо (франц. tombeau), - инструментальная пьеса скорбного и торжеств. характера, посв. памяти умершего. Получила распространение во Франции в 16-17 вв. «Н.» создавались для лютни, клавесина, реже для др. инструментов (гамба, скрипка и т. п.); обычно они писались в виде паваны или аллеманды и посвящались памяти знатных лиц или артистов. В числе авторов «Н.» - Э. Готье, Д. Готье («Н. г-на Ленкло», ок. 1650), Л. Куперен, Ж. А. д'Англебер, М. Маре, Ф. А. Лемьер, И. Я. Фробергер и др. В 18 в. своеобразные «Н.» в виде сонат для скрипки и баса написали Ж. М. Леклер и П. Локателли. «Н.» родственны франц. plainte (букв. - жалоба; образцы у Фробергера, Ф. Куперена), англ. tears и итал. lamento (букв. - жалоба, жалобная песнь). В 20 в. жанр «Н.» во Франции вновь возродился к жизни (использовалось также назв. «Приношение…» - «Hommage а…»); возникла традиция посвящать «Н.» памяти выдающихся композиторов, причём воспроизводились черты их стиля. «Н.» созданы К. Дебюсси («Приношение Рамо» из фп. цикла «Образы», 1905, «Приношение Гайдну» для фп., 1909), М. Равелем («Гробница Куперена» - «Le tombeau de Couperin», в память о погибших во время 1-й мировой войны друзьях - для фп., 1917; орк. редакция 1919). В 1920 вышел спец. номер франц. журн. «Revue musicale», озаглавленный «Tombeau de Debussy», в который вошли муз. пьесы П. Дюка, А. Русселя, Ф. Шмитта, М. Равеля, Э. Сати, Дж. Ф. Малипьеро, Ю. Гуссенса, Б. Бартока, И. Ф. Стравинского и М. де Фалья. Образец «Н.» в сов. музыке - «Симфонический монумент памяти В. И. Ленина» Гнесина (1925). См. также Эпитафия. |