НАПРАВНИК Эдуард Францевич [12 (24) VIII 1839, Бишть, близ г. Градец-Кралове - 10 (23) XI 1916, Петроград] - русский дирижёр, композитор, муз. деятель. По национальности чех. Род. в семье школьного учителя, церк. регента. В юности был органистом собора в Пардубице. С 1854 занимался в Праге в Органной школе и в Ин-те Майделя (класс фп.), где впоследствии преподавал. Изучал также инструментовку и чтение партитур под рук. директора Пражской консерватории Я. Б. Китля. Был вторым капельмейстером во Франкфурте. В 1861 по приглашению князя Н. Б. Юсупова переехал в Петербург «из-за симпатии к славянам и особенно к России, как у всех чехов». В 1861-63 работал капельмейстером оркестра Юсупова. В Петербурге Н. знакомился с рус. музыкой, посещал оперные спектакли, концерты, слушал церк. хоры, выступал как пианист в камерных концертах, давал уроки фп. игры. С 1863 помощник капельмейстера, органист и коррепетитор, с 1867 второй, а с 1869 первый капельмейстер (гл. дирижёр) Мариинского театра. Выступал как симф. дирижёр в концертах РМО (с 1864), руководил симф. концертами РМО (1869-81); чл. Гл. дирекции и председательствующий директор Петерб. отделения РМО (с 1875). Дирижировал концертами оркестра Мариинского театра (с 1871). Одноврем. руководил устройством концертов при дворе, выступал также как органист и пианист. Н. не вёл педагогич. работу, но интересовался вопросами муз. образования в России. Отказавшись от предложенного ему орк. класса в Петерб. консерватории и от должности директора, он в то же время составил докладные записки о необходимом преобразовании консерватории, об улучшении системы подготовки муз. кадров. Много времени уделял сочинению музыки. В многосторонней деятельности Н. осн. место принадлежит его дирижёрской работе. Глубоко восприняв рус. муз. культуру, усвоив её исполнительские традиции, он стал выдающимся оперным дирижёром 19 в. Более полувека Н. был связан с крупнейшим рус. оперным театром. Вдумчивый руководитель, он проявлял заботу об артистическом составе, о положении хора и оркестра, добился строгой дисциплины коллектива и высокого мастерства исполнения. Дирижёр пользовался авторитетом у певцов и оркестрантов. Н. поставил и возобновил множество спектаклей (к концу жизни в его репертуаре было 80 опер), в т. ч. впервые: «Вильям Ратклиф» (1869), «Анджело» (1876),, «Кавказский пленник» (1883), «Сарацин» (1899), «Капитанская дочка» (1911) Кюи, «Вражья сила» (1871); «Каменный гость» Даргомыжского (1872), «Псковитянка» (1873), «Майская ночь» (1880), «Снегурочка» (1882), «Млада» (1892), «Ночь перед Рождеством» (1895) Римского-Корсакова, «Борис Годунов» (1874); «Опричник» (1874), «Кузнец Вакула» (1876), «Орлеанская дева» (1881), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1892) Чайковского, «Демон» (1875). Под его рук. была возобновлена опера «Руслан и Людмила» (1871). Большое художеств. значение имели пост. тетралогии «Кольцо нибелунга» (1900-05), опер «Фиделио» (1905), «Орфей и Эвридика» (1911). Н. обладал острым слухом, великолепной муз. памятью, широким знанием музыки, крепкой волей, выдержкой. Его дирижёрская манера отличалась точностью и скупостью жестов. Он был прекрасным интерпретатором рус. музыки, однако не всё в ней было ему одинаково близко: соч. Глинки и Чайковского он понимал глубже, чем Римского-Корсакова; «Князь Игорь» и «Хованщина» остались ему далёкими. Мастерство Н.-дирижёра, исключит. тщательность его работы над оперной партитурой высоко ценились современниками, однако композиторы «Могучей кучки» находили его исполнение неск. академичным, холодным, не вполне соответствующим их эстетич. идеалу. В. В. Стасов упрекал дирижёра в недостатке горячего чувства, темперамента. Однако Чайковский, музыка которого требует ярко эмоционального исполнения, высоко ценил дирижёра. Рус. опера в Петербурге испытала большое и плодотворное влияние Н. За годы его работы Мариинский театр прошёл большой творч. путь, достиг небывалых успехов. Композиторская деятельность Н. менее значительна и оригинальна. Зрелые соч. обнаруживают близость к рус. школе, в частности к Чайковскому. При мелодичности, совершенстве технич. мастерства они лишены яркой индивидуальности. Творчество Н. отличается жанровым разнообразием (оперы, романсы, вок. ансамбли, светские и духовные хоры, симфонии, разл. орк. произв., камерные инстр. ансамбли, пьесы для фп., скрипки, виолончели). Почти все соч. исполнялись, некоторые имели успех, но в репертуаре удержалась лишь опера «Дубровский» (на сюжет повести Пушкина, 1894), написанная в традициях Чайковского. В опере подчёркивается лирич. начало, смягчён мужественный, даже неск. суровый тон лит. первоисточника. Композиторский опыт имел существенное значение для Н.-дирижёра, владение композиторской техникой помогало глубже проникать в авторские замыслы др. художников. Соч.: оперы - Нижегородцы (1868, Мариинский театр, Петербург), Гарольд (1885, пост. 1886, там же), Дубровский (1894, пост. 1895, там же), Франческа да Римини (1902, там же); Торжественная кантата (1880), 24 хор. произв. (1882-1906); для орк. - 4 симфонии (ок. 1866-79, в т. ч. 3-я - Демон, 1874), Торжественная увертюра (1866), 2 симф. поэмы (1874, 1881), Народные танцы (1875-76), сюита (1890), 2 русские пьесы (1905), 3 марша; для фп. и орк. - Симфонический концерт (1877), Фантазия на русские мотивы (1882); для скр. и орк. - Фантазия на русские темы (1879), Сюита (1896); камерно-инстр. ансамбли - 2 фп. трио (1876, пр. РМО, 1897), 3 струн. квартета (1873, 1878, 1898), фп. квартет (1882), струн. квинтет (1874); для фп. - пьесы (более 20), 6 танцев; для скр. и фп. - соната (1891), 4 пьесы (1898); для влч. и фп. - 2 сюиты (1878, 1881), 7 пьес (1881, 1900); для голоса с орк. - Казак (для баритона, сл. Пушкина, 1877); 34 романса (1875-99), 2 вок. баллады (1880); 4 жен. дуэта (1900), 6 муж. квартетов (1906); музыка к драм. поэме «Дон Жуан» А. К. Толстого (1891, исп. 1892). |