НАУМАН (Naumann) Иоганн Готлиб (17 IV 1741, Блазевиц, близ Дрездена - 23 X 1801, Дрезден) - немецкий композитор. Учился пению в дрезденской церковной школе, с 1757 брал уроки у Дж. Тартини в Падуе, с 1762 - у падре Мартини в Болонье (контрапункт) и Й. А. Хассе в Венеции, где поставлено его интермеццо «Оберегаемое сокровище» («Il Tesoro insidiato», 1763, Венеция). Работал в разных городах Италии, Дрездене, Копенгагене, Стокгольме. С 1764 был церк. композитором при Дрезденском дворе, с 1765 придв. камерным композитором. В 1760-70-х гг. поставил неск. опер в Италии. С 1776 придв. капельмейстер курфюрста в Дрездене. Для итал. и нем. сцен писал оперы на итал. тексты (гл. обр. П. Метастазио), для Копенгагена - на дат. («Орфей и Эвридика», 1786). В 1777-86 работал в Стокгольме, где реорганизовал оркестр и ставил свои оперы на швед, яз., в т. ч. одно из гл. произв. нац. репертуара - «Густав Васа» (1786). Соч.: оперы (24) - Ахилл на Скиросе (1767, Палермо), Армида (1773, Падуя), Гиперместра (1774, Венеция), Амфион (1778, Стокгольм), Орфей и Эвридика (1786, Копенгаген), Медея (1788, Берлин), Ацис и Галатея (1801, Дрезден); 1 балет; для солистов, хора и орк. - 15 итал. и нем. ораторий; для орк. - 18 симфоний; камерно-инструментальные ансамбли - 6 квартетов для клавесина или фп., флейты, скр. и влч., сонаты для фп. или стеклянной гармоники, скр. и чембало; кантаты, 21 месса, оффертории, мотеты и др. культовые соч., в т. ч. Отче наш (Vaterunser, по Клопштоку, 1798); для фп. (или клавесина) - концерт, пьесы; арии, песни с фп. (сб. 40 масонских песен, 1782; сб. нем., франц. и итал. песен; сб. 24 новые песни, 1799). НАУМАН (Naumann) Эмиль (8 IX 1827, Берлин - 23 VI 1888, Дрезден) - немецкий композитор и музыковед. Внук И. Г. Наумана. Начальное муз. образование получил в Бонне, затем учился у Ш. Вартензе во Франкфурте-на-Майне и у Ф. Мендельсона в Лейпциге (1843-44); посещал лекции в Боннском университете. Руководил муз. деятельностью придв. церкви в Берлине, для которой писал мотеты, псалмы и др. С 1873 преподавал историю музыки в Дрезденской консерватории. Автор опер «Юдифь» (1858, Дрезден) и «Лорелея» (1889, Берлин), зингшпиля «Ведьма с мельницы» («Mühlenhexe», 1861, Берлин) и церк. музыки. Соч.: Das Alter des Psalmengesanges, Phol., 1867 (Diss.); Die Tonkunst in der Кulturgeschichte, Bd 1, В., 1869-70; Deutsche Tondichter von Sebastian Bach bis auf die Gegenwart, В., 1871, Lpz., 1896; Italienische Tondichter, von Palestrina bis auf die Gegenwart, Lpz., 1876, B., 1883; Illustrierte Musikgeschichte, Bd 1-2, Stuttg., 1880-85, 1908; перераб. изд. под назв. Allgemeine Musikgeschichte, 1927 (в рус. пер. - Иллюстрированная Всеобщая история музыки, вып. 1-15, СПБ, 1896-1902); Musikdrama oder Oper?, В., 1876; Zukunftsmusik und die Musik der Zukunft, [В.], 1877. |