НЕАККОРДОВЫЕ ЗВУКИ (нем. akkordfremde или harmoniefremde Töne, англ. nonharmonic tones, франц. notes йtrangeres, итал. note accidentali melodiche или note ornamentali) - звуки, не входящие в состав аккорда. Н. з. обогащают гармонич. созвучия, внося в них мелодич. тяготения, варьируя звучание аккордов, образуя дополнительные мелодико-функциональные связи в отношениях с ними. Н. з. классифицируются прежде всего в зависимости от способа взаимодействия с аккордовыми звуками: приходятся ли Н. з. на тяжёлую долю такта, а аккордовые - на лёгкую или наоборот, возвращается ли Н. з. к исходному аккордовому или переходит в др. аккордовый, появляется ли Н. з. в поступенном движении или берётся скачком, разрешается ли Н. з. секундовым движением или оказывается брошенным и т. д. Различают следующие осн. виды Н. з.: 1) задержание (сокращённое обозначение: з); 2) апподжиатура (ап); 3) проходящий звук (п); 4) вспомогательный звук (в); 5) cambiata (к), или брошенный скачком вспомогательный; 6) скачковый тон (ск) - задержание либо вспомогательный, взятый без приготовления и покинутый. без разрешения; 7) предъём (пм) (примеры 1-7). Нек-рые виды Н. з. сходны друг с другом и образуют более крупные классы: I - задержание (собственно задержание и апподжиатура, а также скачковый на тяжёлой доле), II - проходящий, III - вспомогательный (собственно вспомогательный, камбиата, скачковый на лёгкой доле), IV- предъём. Роль Н. з. могут выполнять выдержанные тоны в верхнем и среднем голосах (пример 8). К Н. з. иногда возникают вторичные Н. з. или Н. з. второго порядка (пример 9). Сочетание Н. з. с аккордовыми иногда звучит как правильный аккорд (его называют мнимым аккордом, см. в примере 10 длительное задержание к мажорному трезвучию, звучащее как минорный нонаккорд; es=dis). Все Н. з. оказываются в конечном счёте (иногда сложным путём) прилегающими к аккордовым, от которых они функционально зависят. Существенный функциональный признак Н. з.- реализуемая необходимость их разрешения (см. примеры 1-5, 9-10), чем они отличаются от прибавленных (по Рамо, «ajoutee») звуков или побочных тонов; скачковые тоны как бы разрешаются звуками аккорда в др. голосах; выдержанные звуки подчиняются закономерностям органного пункта. Разрешение Н. з. может быть и чрезвычайно сложным (А. Н. Скрябин, 4-я соната, часть 1, т. 2). Н. з. возможны одно-врем. в неск. голосах, вплоть до превращения в особого рода аккорды линеарной функции - аккорды-задержания (Л. Бетховен, Adagio 9-й симфонии, тт. 11, 18), проходящие (И. С. Бах, 3-й Бранденбургский концерт, ч. 1, т. 2 от конца), вспомогательные (С. С. Прокофьев, «Ромео и Джульетта», No 25, танец с мандолинами), предъёмы (П. И. Чайковский, соната для фп., тт. 1-4). Распространение закономерностей Н. з. (особенно проходящих) на гармонич. последования, пролонгация структурно-опорных гармоний способны украшать и вместе с тем вуалировать фундаментальные гармонич. соединения (напр., ход V-IV в тт. 1-2 прелюдии Скрябина D-dur op. 11). Таблица H. з.: |