НЕДБАЛ (Nedbal) Карел (28 X 1888, Двур-Кралове - 20 III 1964, Прага) - чехосл. дирижёр. Племянник Оскара Н. Композицию изучал под рук. В. Новака и И. Б. Фёрстера. В 1910-11 дирижёр оркестров моравских театров, рук. студенч. симф. оркестра, в 1911-20 возглавлял хор. общество «Виноградский глагол» в Праге, одноврем. дирижировал театр, оркестрами - в 1914-20 «Т-ра на Виноградах» (совм. с О. Острчилом, в 1920-28 театра в Оломоуце (гл. дирижёр). Приобрёл известность гл. обр. как оперный дирижёр. Пропагандировал нац. оперную классику за рубежом - выступал с операми Б. Сметаны в Вене (1924), с циклом чеш. опер в Кракове (1927). В 1928-38 гл. дирижёр Словацкого нац. театра в Братиславе; в 1938-40 оперный дирижёр театра в Брно, в 1941-45 - в Оломоуце, с 1945 - Нац. театра в Праге. Наряду с чеш. операми (Б. Сметаны, А. Дворжака, Л. Яначека и др.), в его репертуаре рус. и сов. оперы - «Золотой петушок» (1928), «Сорочинская ярмарка» (1932), «Любовь к трём апельсинам» (1931), «Катерина Измайлова» (1935, впервые за пределами СССР), «Иван Сусанин», «Черевички» (с 1945). В симф. концертах часто исполнял новые произв. словацких композиторов (А. Мойзеса, Э. Сухоня и др.). Н. - автор ряда муз.-сценич., симф. и камерных произв., песенного цикла и обр. словацких нар. песен. Написал воспоминания «Полвека с чешской оперой» («Pul stoletн s ceskou operou», Praha, 1959) и «Прославленные дирижёры мира» («Slavnн svetovн dirigenti», Praha, 1963). М. M. Яковлев. НЕДБАЛ (Nedbal) Оскар (26 III 1874, Табор, Чехия - 24 XII 1930, Загреб) - чеш. дирижёр, композитор, альтист. Учился в Пражской консерватории (1885-92) у Ф. Блахи (труба и ударные), у А. Бенневица (скрипка) и А. Дворжака (композиция). В 1891-1906 альтист «Чешского квартета» (как его участник исполнял русскую квартетную музыку от сочинений А. П. Бородина до Р. М. Глиэра). В 1896-1906 дирижировал оркестром Чешской филармонии, с которым гастролировал в Вене (1901) и Лондоне (1902). Как дирижёр отличался темпераментом, тонким чувством формы. Обширный репертуар Н. включал произв. Л. Бетховена, Г. Берлиоза, И. Брамса, П. И. Чайковского, Б. Сметаны, А. Дворжака и др. Гастролировал во мн. странах Европы; в СССР - в 1929 (дал 10 концертов в Баку). Больше др. чеш. дирижёров исполнял произведения русский композиторов (Д. С. Бортнянского, А. Ф. Львова, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. Г. Рубинштейна, Вас. С. Калинникова, Н. А. Римского-Корсакова, А. С. Аренского, С. И. Танеева, А. К. Глазунова, С. В. Рахманинова и др.). В 1906-19 был дирижёром симф. и оперного оркестров в Вене. Под влиянием т. н. венской оперетты Н. создал ряд оперетт, в т. ч. популярную «Польская кровь». В его лучших произв. ощутимы венские, а также чеш. традиции, мн. соч. окрашены нар. юмором. В 1918 дирижировал оркестром Шака (частный антрепренёр). С 1919 гастролировал в Чехословакии, Австрии, Югославии. С 1923 работал в Братиславе. Н. - один из организаторов муз. жизни Словакии; был директором, гл. дирижёром оперной труппы, позднее и антрепренёром Словацкого нац. театра; дирижировал также концертами общества «Союз просвещения», преподавал в Муз.-драм. академии, читал лекции в университете им. Я. А. Коменского, руководил муз. передачами на радио. Н. пропагандировал музыку Б. Сметаны и А. Дворжака, а также оперы словацких композиторов, в т.ч. Я. Л. Беллы («Кузнец Виланд», 1926) и В. Фигуша-Бистри («Детван», 1928). В 1924 совершил турне с братиславским оперным театром по Испании. Как композитор сформировался под воздействием А. Дворжака (ранние орк. и камерно-инстр. соч., отличающиеся мелодич. богатством и красочностью инструментовки). В историю чеш. муз. театра вошёл гл. обр. как автор оперетт и муз. пантомим. Соч.: оперетты - Целомудренная Варвара (Cudnб Barbora, 1910, Прага), Польская кровь (Polenblut 1913, Вена), Сбор винограда (Vinobranн, 1916, Вена), Прекрасная Саския (Die schöne Saskia, 1917, Вена); комич. опера - Крестьянин Якуб (Sedlak Jakub, 1922, Брно); пантомимы - Сказка о Гонзе (Pohadka о Honzovi, 1902, Прага), Из сказки в сказку (Z pohadky do pohadky, 1908, Прага), Принцесса Гиацинта (Princezna Hyacinta, 1911, Прага); для орк. - Scherzo caprice (самое известное произв.; исп. 1892). |