НЕМЕЦКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОПЕРА (Die Deutsche Staatsoper) - ведущий муз. театр ГДР, один из старейших в Германии (до 1918 - Королевская опера). Открыт 7 дек. 1742 в Берлине пост. оперы «Клеопатра и Цезарь» К. Г. Грауна, основателя и первого руководителя театра (до 1759 большинство его опер было впервые поставлено на сцене этого театра). Здание построено в 1742 архитектором Г. В. Кнобельсдорфом (в 1788 реконструировано, и театр вновь открылся оперой «Андромеда» Рейхардта, который возглавлял театр в 1775-94). В первые десятилетия существования на сцене театра шли в основном оперы итальянский композиторов, пели гл. обр. итал. певцы; в 70-х гг. выступала выдающаяся нем. певица Г. Мара. С кон. 18 в. наряду с итальянскими и французскими ставятся произв. немецкий композиторов, в т. ч. В. А. Моцарта - «Свадьба Фигаро» (1790), «Дон Жуан» (1790), «Так поступают все» (1792), «Волшебная флейта» (1794). Значит. событием в нач. 19 в. были пост. опер Г. Спонтини («Весталка», 1811; «Фернанд Кортес или Завоевание Мексики», 1814) и Л. Бетховена («Фиделио», 1815). В 1820-42 гл. дирижёром театра был Спонтини, ведущей солисткой - А. Мильдер-Хауптман. В репертуаре - оперы Дж. Россини, К. М. Вебера, Г. Маршнера, Л. Керубини, позже В. Беллини («Пуритане», «Норма», «Сомнамбула») и Г. Доницетти («Любовный напиток», «Лукреция Борджа»). В 1842 пост. «Гугеноты» Мейербера, в 1844 - «Летучий голландец» Вагнера (под упр. автора). Художеств. руководителем театра в 1842-50 был Дж. Мейербер, среди певцов - В. Шрёдер-Девриент, Е. Линд, П. Виардо-Гарсиа, Й. А. Тихачек и др. Со 2-й пол. 1850-х гг. широко ставятся оперы Дж. Верди («Трубадур», 1857; «Эрнани», 1859; «Травиата», 1860; «Бал-маскарад», 1861), утверждаются произв. Р. Вагнера («Тангейзер», 1856; «Лоэнгрин», 1859; «Мейстерзингеры», 1870; «Тристан и Изольда», 1876; в течение 1884-88 была пост. тетралогия «Кольцо нибелунга»). В театре выступали певцы - А. Патти, П. Лукка, Д. Арто, А. Ниман, Л. Леман, В. Фоггенхубер. В кон. 19 - нач. 20 вв. театр ставит произв. итал. композиторов - «Отелло» (1890), «Паяцы» (1892), «Фальстаф» (1893), «Богема» (1897), «Мадам Баттерфляй» (1907); «Воскресение» Альфано (1909). С успехом идут оперы Р. Штрауса - «Саломея» (1906), «Электра» (1909), «Кавалер роз» (1911), «Ариадна на Наксосе» (1913). В 1914 впервые в Берлине был пост. «Парсифаль» Вагнера. Спектаклями руководили дирижёры - Ф. Вейнгартнер, К. Мук, Р. Штраус. С 1919 Н. г. о. возглавлял комп. М. Шиллингс, в 1925-35 гл. дирижёром был Э. Клейбер, который значительно расширил репертуар; впервые на сцене театра появились произв. рус. классики - «Царская невеста», «Золотой петушок», «Снегурочка» (все в 1923), «Борис Годунов» (1926). Событием в истории немецкого музыкального театра явилась постановка оперы «Воццек» Берга (1925). В театре выступали певцы-М. Мюллер, Г. Шлуснус, X. Розвенге, Т. Патьера, М. Арндт-Обер, М. Чеботари, X. Шеппан, Т. Лемниц, М. Клозе, М. Лоренц, Я. Прохазка, П. Андерс, Э. Бергер, В. Домграф-Фасбендер, работали дирижёры - В. Фуртвенглер, К. Краус, Г. Караян. Годы фашистского режима (1933-45) пагубно отразились на деятельности театра. Мн. исполнители вынуждены были покинуть Германию. Во время 2-й мировой войны 1939-45 здание театра было частично разрушено, и в 1945-55 спектакли давались в помещении «Адмиралпаласт» (здесь в 1951 состоялась премьера оперы «Осуждение Лукулла» Дессау). В 1955 Н. г. о. открылась в восстановленном здании (арх. Р. Паулинк) оперой Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры». Среди значит. пост. 50-60-х гг. - «Водоворот» Сухоня, «Ревизор» Эгка, «Обручение в монастыре» Прокофьева, «Лоэнгрин», «Хованщина»; «Макбет» Верди, «Махагони» Вейля, «Дон Паскуале» Доницетти. В театре пели - И. Германн, Р. Кэлингер, Э. Витте. Гл. дирижёр в 1955-62 - Ф. Конвичный. Развивая лучшие традиции нем. оперной классики, Н. г. о. пропагандирует оперные произв. композиторов разных стран. В числе крупных художеств. достижений кон. 60-х-70-е гг.- пост. опер «Ланцелот» Дессау (1969), «Юлий Цезарь» Генделя (1970), «Женщина без тени» Р. Штрауса (1971), «Воццек» (1971), «Борис Годунов» (1972), «Отелло» (1972), «Катерина Измайлова» (1973), «Кавалер роз» (1973), «Кольцо нибелунга» (1973), «Дон Паскуале» (1974); «Эйнштейн» Дессау (1974). Среди солистов - Т. Адам, П. Шрайер, Л. Дворжакова, А. Томова-Синтова, А. Бурмайстер, Р. Зюсс, 3. Фогель, К. Рем, И. Шпрингер, Г. Шретер, М. Рицман, Р. Хофф, Э. Бюхнер, Б. Ридель. Гл. дирижёр с 1964 - О. Суитнер; спектаклями дирижируют также В. Реннерт, X. Фрикке, X. Кох, А. Апельт. |