НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО Владимир Иванович [11 (23) XII 1858, Озургеты, ныне г. Махарадзе Груз. ССР - 25 IV 1943, Москва] - сов. режиссер, видный театр. деятель, писатель, драматург. Нар. арт. СССР (1936). Совм. с К. С. Станиславским основал в 1898 Художественно-общедоступный театр (с 1901 - Московский Художественный театр, ныне - МХАТ). В творчестве Н.-Д. особое место занимает муз. театр. В кон. 19 в. он выступал в печати с резкой критикой казенной рутины императорских театров, утверждая, что оперный певец не только певец, но и артист, что опере необходимо «умное» либретто, которое должно быть так же полно движения и интереса, как и драма. В 1893 на либретто Н.-Д. (по «Цыганам» Пушкина) создал свою оперу «Алеко» Рахманинов. После Okт. революции 1917, в 1918, директор Большого театра Е. К. Малиновская (по рекомендации А. В. Луначарского) пригласила Станиславского и Н.-Д. для участия в реформе театра. В 1919 Н.-Д. организует Муз. студию при Художественном театре (с 1926 - Муз. театр им. Вл. И. Немировича-Данченко, с 1941 - Муз. театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). В студию были привлечены талантливая молодёжь, актёры МХАТ и неск. певцов Большого театра. В задачи студии входило воспитание актёра-певца, поиски новой формы спектакля и нового репертуара; она была призвана бороться с оперной рутиной, оперными и опереточными штампами; большое значение придавалось слиянию музыки, пения, слова и актёрского действия, воплощению в муз. театре сценич. образа героя, решению разл. функций хора (от живой толпы до хора греч. трагедии). Всё это должно было подготовить коллектив к созданию высокохудожеств. ансамбля, реалистич. спектаклей, к раскрытию в них социальной, жизненной и театр. правды. Первый спектакль студии - оперетта «Дочь Анго» Лекока (1920, впервые показана на сцене МХАТ) трактовалась Н.-Д. как политическая комедия (в пьесе находят отклик события Великой французской революции), была сыграна в лучших традициях Художественного театра; прекрасно исполнена и её муз. часть. Н.-Д. был руководителем постановки оперетты «Перикола» Оффенбаха (1922), жанр которой определён им как мелодрама-буфф. К оперетте Н.-Д. обратился вновь в 1937, поставив «Прекрасную Елену» Оффенбаха, к-рая в его интерпретации превратилась в лирико-комическую оперу, в своеобразный гимн торжествующей любви. В 1923 Н.-Д. осуществил постановку народной патетической комедии «Лизистрата» по Аристофану с музыкой Р. М. Глиэра. Стремясь найти новые решения оперных спектаклей, раскрывать большие, монументальные темы, Н.-Д. руководил экспериментальными пост. опер - «Карменсита и Солдат» (1924, по «Кармен» Визе), «Девушка из предместья» (1928, по «Жизнь - мгновенье» М. де Фалья), «Травиата» Верди (1934). «Травиата» была поставлена по новому либр. В. М. Инбер, в основу которого положен социальный конфликт между аристократическим обществом и актрисой (Виолеттой). Но главную задачу музыкального театра Н.-Д. видел в создании и утверждении на сцене советской оперы. Под его рук. были поставлены: «Северный ветер» Книппера (1930), «Катерина Измайлова» Шостаковича (1934), «Тихий Дон» Дзержинского (1936), «В бурю» Хренникова (1939). На разл. этапах реформаторской деятельности Н.-Д. в муз. театре его ближайшими помощниками были режиссёры В. В. Лужский, Л. В. Баратов, П. А. Марков, Б. А. Мордвинов, П. С. Златогоров, дирижёры Г. А. Столяров, Е. А. Акулов и др.; Н.-Д. воспитал плеяду талантливых актёров музыкального театра. Государственные пр. СССР (1942, 1943). Соч.: Статьи. Речи. Беседы. Письма, М., 1952. |