НИКОЛАЕВ Александр Александрович [р. 23 VIII (5 IX) 1903, Харьков] - сов. пианист-педагог и музыковед. Засл. деят. искусств РСФСР (1966). Доктор искусствоведения (1946). В 1934 окончил Моск. консерваторию по классу фп. у Г. Р. Гинзбурга, в 1937 - аспирантуру по истории и теории пианизма (рук. Г. М. Коган). В 1936-40 и в 1943-48 ст. инспектор, нач. отдела, консультант Комитета по делам искусств при СНК СССР. С 1937 преподаёт в Моск. консерватории (с 1948 профессор и зав. кафедрой истории и теории пианизма, в 1940-42 и в 1951-54 декан фп. ф-та, в 1954-73 проректор по науч. части, с 1974 профессор-консультант). Осн. круг науч. интересов Н. - история, теория и эстетика муз. исполнительства, вопросы муз. образования. С 1962 ответств. ред. сб. «Вопросы музыкально-исполнительского искусства» (с 1970 - «Музыкальное исполнительство»). Соч.: Интерпретация («Wohltemperiertes Кlavier» Баха в редакции Черни и Бузони, «СМ», 1935, No 3; Фортепианное наследие Чайковского, М. - Л., 1949, М., 1958; Шопен в исполнении советских пианистов, «СМ», 1949, No 10; Музыкальное образование и пути развития фортепианного искусства, в сб.: Очерки по методике обучения игре на фортепиано, вып. 1, М., 1950, 1955; Некоторые вопросы эстетики музыкального исполнительства, в сб.: Советская музыкальная критика, М., 1954; К вопросу об эстетике советского музыкального исполнительства, в сб.: О музыкальном исполнительстве, М., 1954; Основы советской пианистической школы, в сб.: Мастера советской пианистической школы. Очерки, М., 1954, 1961; Исполнительские и педагогические принципы А. Б. Гольденвейзера, там же; Взгляды Г. Г. Нейгауза на развитие пианистического мастерства, там же; Фортепианная музыка Шостаковича, в сб.: Вопросы музыкознания, т. 2, М., 1956; Фортепианные произведения П. И. Чайковского, М., 1957; Джон Фильд, М., 1960; Московская фортепианная школа и ее выдающиеся представители, в сб.: Вопросы фортепианного искусства. Очерки. Статьи. Воспоминания, вып. 1, М., 1965; Пути сближения задач профессионального и общего музыкального образования, в сб.: Методические записки по вопросам музыкального образования, М., 1966; Конкурсы и развитие исполнительской культуры, в кн.: Музыкальные конкурсы в прошлом и настоящем, М., 1966; Г. Р. Гинзбург, в сб.: Вопросы фортепианного исполнительства. Очерки, статьи, воспоминания, вып. 2, М., 1968; Г. Г. Нейгауз и С. Е. Фейнберг о фортепианном искусстве, в сб.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства, сб. 5, М., 1969; А. Б. Гольденвейзер-педагог, в сб.: А. Б. Гольденвейзер. Статьи, материалы, воспоминания, М., 1969; Еще раз о семиотике и множественности исполнительского образа, в сб.: Музыкальное исполнительство, вып. 8, М., 1973, и др. И. М. Ямпольский. НИКОЛАЕВ Алексей Александрович (р. 24 IV 1931, Москва) - советский композитор. Засл. деят. искусств РСФСР (1973). Сын Александра Александровича Н. В 1953 окончил искусствоведческое отделение историч. ф-та Моск. университета; в 1956 - Моск. консерваторию по классу композиции у В. Я. Шебалина, в 1959 - под его рук. аспирантуру (там же). В 1953-56 работал ред. Гос. издательства изобразит. искусства. С 1959 преподаёт композицию в Моск. консерватории (с 1971 доцент). Секретарь правления CК РСФСР (с 1968). Редактор 25-го т. Собр. соч. П. И. Чайковского и сов. издания оперы «Манон» Массне. Автор статей, опубликованных в газ. «Правда», журн. «Советская музыка» и «Музыкальная жизнь». Соч.: оперы - Горе - не беда (по пьесе «Горя бояться - счастья не видать» Маршака, 1962, Оперная студия Моск. консерватории), Ценою жизни (по пьесе «Барабанщица» Салынского, 1965, Моск. муз. театр им. Станиславского и Немировича-Данченко), Разгром (1974, по роману А. А. Фадеева); балеты - Золотой ключик (1952), Луноглазка (1968); оперетты- Ласточка (1961), Тогда в Севилье (1973, совм. с А. Л. Кремером, по пьесе С. И. Алёшина); для хора и орк. оратории - Мастера (сл. А. А. Вознесенского, 1968), Песня о гибели казачьего войска (сл. П. Н. Васильева, 1973), Октябрьский марш (сл. В. В. Маяковского, 1957), Русская сказка (сл. И. А. Бунина, 1967); для орк. - 5 симфоний (1960, 1961, 1962, 1968, 1972), сюиты - Золотой ключик (1953-54), Луноглазка (1961), Лирическая (на морд. темы, 1957), Праздничная (1958), 5 маленьких пьес (1960), увертюры (1956, 1966), поэмы и пьесы, в т. ч. по мотивам рассказа «Судьба человека» Шолохова (1959); для фп. с орк. - 2 конц. пьесы (1972); камерные ансамбли - фп. квинтет (1952), струн. квартет (1954); для фп. - соната (1959), сонатина (1955), Детский альбом (1963); для скрипки и фп. - соната (1959); для голоса и фп. - циклы на сл. Ф. Г. Лорки (1961), нар. нем. стихи (1962), на сл. М. Карема (1964), М. И. Цветаевой (1967), И. А. Бунина (1963), Н. А. Заболоцкого (1971), А.Т.Твардовского (1973), вок. поэма - Пётр Плаксин (для баса, сл. Ю. Тувима, 1966); обр. нар. песен; музыка к фильмам, телеспектаклям. Лит. соч.: По поводу одной статьи [О 10-й симфонии Шостаковича], «СМ», 1957, No 6; «Лейли и Меджнун» Сергея Баласаняна, М., 1959; Рихард Штраус и Ромен Роллан. Переписка. Выдержки из дневника, кн. 3, пер. с франц., вступ. статья и примеч., М., 1960; О творчестве М. Вайнберга, «СМ», 1960, No 1; Посвящается Ленину. Новая симфония Д. Шостаковича, «МЖ», 1961, No 19. НИКОЛАЕВ Антон Николаевич (1836, Карачевский р-н, ныне Брянской обл. - 31 III 1904, Карачев, ныне Брянской обл.) - русский певец (тенор). Учился в Петерб. университете; обучался пению в Италии. В 1866 дебютировал в Москве в партии Князя («Русалка»); позднее пел на сцене Мариинского театра в Петербурге, в 1874 - в Лондоне. Оставив сцену, выступал в концертах. Преподавал в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. общества, затем в Одессе. Изданы его романсы на собств. сл., а также на сл. А. А. Дельвига и Н. А. Некрасова. НИКОЛАЕВ Леонид Владимирович [1 (13) VIII 1878, Киев - 11 X 1942, Ташкент] - сов. пианист, композитор и педагог. Нар. арт. РСФСР (1938). Доктор искусствоведения (1941). Чл. КПСС с 1939. Учился у В. В. Пухальского (фп.) и Е. А. Рыб (теория музыки) в Киевском муз. уч-ще (1887-97), у В. И. Сафонова (фп.) в Моск. консерватории, к-рую окончил как пианист в 1900 и как композитор в 1902 (классы С. И. Танеева, M. M. Ипполитова-Иванова). Дебютировал как пианист в Москве в 1900 в Кружке любителей русской музыки, был активным его членом; участвовал также в моск. «Музыкальных выставках» - киевских (1904) и петерб. Вечерах современной музыки (1907) и др. В 1904-06 концертмейстер в Большом театре, одноврем. преподавал в Муз.-драм. уч-ще Моск. фи-лармонич. общества, в 1906-09 - в Моск. нар. консерватории. В 1909-42 вёл классы фп. и композиции (с 1923) в Петерб. (Ленингр.) консерватории (с 1912 профессор). Для исполнит. манеры Н.-пианиста были характерны технич. свобода, ясность замысла, логичность и уравновешенность, изящество и ювелирная отделка деталей, глубина проникновения в авторский замысел. Концертировал гл. обр. в Москве, Киеве и Петербурге. В репертуаре - собств. сочинения, произв. Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, Ф. Шопена, Ф. Листа, С. Франка, М. Равеля, К. Дебюсси, П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, А. С. Аренского, Ц. А. Кюи, Н. А. Римского-Корсакова; был одним из первых пропагандистов творчества С. С. Прокофьева, Н. К. Метнера. В своём композиторском творчестве Н. был продолжателем рус. классич. реалистич. традиций; его соч. (соната для фп. и скрипки, 2 струн. квартета и др.) отличаются мелодичностью, хорошо разработанной фактурой, мастерством полифонич. письма, ясностью мысли. Ему принадлежат также вок. произв., транскрипции, обр. и переложения. Педагогич. деятельность Н. воплотила наиболее плодотворные тенденции рус. пианистич. школы. Он создал собств. направление, получившее в муз.-педагогич. практике назв. «николаевской школы». Педагогич. метод Н. был осн. на тщательном науч. анализе причинности явлений пианистич. искусства, их обобщении и систематизации. Игру его учеников характеризует мужественный тон, драм. насыщенность и высокое технич. мастерство. Н. воспитал плеяду разносторонне образованных, художественно мыслящих музыкантов. Среди учеников (класс Н. окончило более 150 чел.) - Д.Д.Шостакович, В. В. Софроницкий, М. В. Юдина, С. И. Савшинский, И. М. Рензин, A. Д. Каменский, П. А. Серебряков, Н. Е. Перельман, B. X. Разумовская, Г. М. Бузе, М. Р. Бреннер; в числе учеников по композиции - В. М. Дешевов, А. А. Крейн, Г. Н. Попов, Е. Э. Жарковский. Соч.: Несколько слов об исполнительстве, «СМ», 1935, No 7-8; Из бесед с учениками, в сб.: Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве, М. - Л., 1966; Из воспоминаний, в сб.: Воспоминания о Московской консерватории, М., 1966, и др. |