НИМАН (Niemann) Вальтер (10 X 1876, Гамбург - 17 VI 1953, Лейпциг) - нем. муз. критик, музыковед, композитор. Учился музыке у своего отца - пианиста Р. Нимана и комп. Э. Хумпердинка, завершил образование в Лейпциге - в консерватории (класс композиции К. Рейнеке) и в университете (1898-1901, у X. Римана). Защитил диссертацию на тему «Условное значение лигатур в мензуральной теории, предшествовавшей трудам Иоанна де Гарландиа» («Die abweichende Bedeutung der Ligaturen in der Mensuraltheorie der Zeit vor Johannes de Garlandia», Lpz., 1902). В 1906-07 преподавал в Гамбургской консерватории, затем жил в Лейпциге, где в 1907-17 состоял муз. референтом журн. «Neueste Nachrichten». Был ред. изданий ряда сб. старинных муз. произв. (клавирная и органная музыка). Книги Н. имеют преим. науч.-популярное значение. Большой интерес проявлял к музыке сканд. стран. Автор множества муз. произв., гл. обр. для фп., отчасти представляющих собой стилизацию под старинную музыку. Соч.: Musik und Musiker des 19. Jahrhunderts, Lpz., 1905; Die Musik Skandinaviens, Lpz., 1906; Das Кlavierbuch, Lpz., 1907, 1920; Grieg, Lpz., 1908 (совм. с G. Schjelderup); Das Nordlandbuch, Weimar, 1909; Die musikalische Renaissance des 19. Jahrhunderts, Lpz., 1911; Taschen-Lexikon für Кlavierspieler, Lpz., 1912, 1918; Die Musik seit R. Wagner, B. - Lpz., 1913; Die nordische Кlaviermusik, Lpz., 1918; Die Virginalmusik, Lpz., 1919; Meister des Кlaviers, В., 1919; Brahms, В., 1920, 1933, и др. Т. H. Соловьёва. НИМАН (псевд. Фёдоров) Фёдор Августович (11 IX 1860, Нюрнберг - 5 IX 1936, Ленинград) - сов. гобоист, дирижёр и композитор. Засл. деят. искусств РСФСР (1929). По национальности немец. Муз. образование получил в Нюрнберге. С 1880 жил в России. В 1887-1907 солист оркестра Мариинского театра. Был одним из лучших исполнителей на англ. рожке; участвовал в Вагнеровских юбилейных концертах в Байрёйте. С 1898 второй дирижёр, в 1918-33 дирижёр и худ. рук. Великорусского оркестра В. В. Андреева. С 1921 профессор Ленингр. консерватории по классам гобоя, инструментовки для оркестра нар. инструментов и ансамбля духовых инструментов. Написал «Школу для гобоя», пьесы, обр., переложения для духовых инструментов и оркестра рус. нар. инструментов. И. М. Марков. |