НОТОГРАФИЯ (от лат. nota - знак, нота и греч. grapo - пишу). 1) Пособия (указатели, обзоры, списки, каталоги), в которых описаны, перечислены и систематизированы в определ. порядке (алфавитном, хронологич., тематич. и др.) нотные издания и рукописи. 2) Науч. дисциплина, изучающая историю, теорию, методику описания и классификацию муз. произв. в их нотной записи. В заруб. странах Н. как самостоят. область не выделена, изучением нотных изданий и рукописей занимается муз. библиография. Н. - вспомогат. отрасль музыковедения. Существуют разл. виды, формы и типы Н. Осн. видами являются: регистрационная Н., создаваемая для общего учёта нотной продукции страны, науч.-вспомогательная (науч.- информационная) Н., оказывающая помощь специалистам в их исследовательской, исполнительской, педагогич. деятельности, и рекомендательная Н., осн. задачей которой является отбор и пропаганда муз. произв. с учётом муз. развития и интересов определ. групп населения. Н. может быть общеотраслевой (учитывающей муз. произв. всех видов и жанров), персональной (произв. одного композитора или репертуар исполнителя), тематической (ограничивающей отбор одним жанром, средством исполнения, темой). В зависимости от хронологич. охвата материала Н. может быть текущей и ретроспективной. Наконец, Н. могут быть национальными и международными, могут публиковаться отд. изданиями или в виде самостоят. разделов в периодич. изданиях, списков, приложенных к книгам, статьям, нотным сборникам. Самой ранней формой Н., возможно, следует считать индексы в рукописных тонариях (собраниях григорианских песнопений, распределённых по ладам) 9-11 вв., составленные для того, чтобы помочь исполнителю найти мелодию по её начальным нотам. Метод составления указателей с начальными отрывками нотного текста (инципитами) в дальнейшем широко применялся в заруб. Н., указатели с нотными образцами (темами или их начальными фрагментами) получили в 18 в. назв. тематических. Одна из ранних печатных Н. - систематич. список 1299 нотных, преим. нем., изданий в книге нем. пастора и библиографа П. Болдуана «Философская библиотека» (Bolduanus P., «Bibliotheca philosophica», Jenae, 1616). Среди др. немногочисленных Н. 17 в. - «Каталог музыкальной библиотеки португальского короля Иоанна IV», сост. П. Красбеком (Craesbeck P., «Primeira parte do Index da livraria de musica, do muyto alto, e poderoso Rey Don Ioao о IV… Anno 1649»), первый персональный указатель - тематич. индекс к сочинениям нем. органиста и комп. Иоганна Керля (Кerll J. К., «Modulatio organica», Münch., 1686). Во 2-й пол. 17 в. в Великобритании и Италии, а в 18 в. во Франции и Германии появились каталоги сценич. произведений, изданных или поставленных, в т.ч. представлений, сопровождавшихся музыкой. Одним из самых ранних является «Подлинный, полный и точный каталог всех комедий, трагедий… которые были напечатаны и изданы до 1661 г.» ([Кirkman F.], «A true, perfect, and exact catalogue of all the comedies, tragedies, tragicomedies, pastorals, masques and interludes that were ever yet printed and published, till this present year 1661»). В 18 в. в Италии начали издаваться хроники постановок муз. драм в театрах Венеции, Болоньи, Генуи. Во Франции в 1733 была опубликована «Театральная библиотека», содержащая алфавитный перечень пьес и опер ([Maupoint], «Bibliotheque de theatres, contenant le catalogue alphabetique des pieces dramatiques, opera, parodies…»), a в 1760 вышел указатель, перечисляющий в хронологич. порядке 1750 названий опер, балетов и др. «лирических сочинений» ([La Valliere Louis-Cesar de la Baume le Blanc], «Ballets, operas et autres ouvrages lyriques, par ordre chronologique, depuis leur origine»). Во 2-й пол. 18 в. появились печатные каталоги нотных торговцев и издателей И. Г. Э. Брейткопфа, И. Ю. и Б. Гуммеля, Ж. Ж. Эмбо, Артария и др. Каталоги Брейткопфа [Breitkopf J. G. I., «Catalogo delle sinfonie (dei soli, duetti, trii e concerti per il violino…), pt. 1-6, Lpz., 1762-65, suppl. 1-16, dei catalogi delle sinfonie, partite, ouverture, soli, duetti, trii, quattre e concerti…», Lpz., 1766-87] содержат перечни рукописей св. 1000 композиторов с 14 000 нотными образцами. Неск. каталогов частных и публич. б-к с описанием нотных фондов было издано в 18 в. в Италии, Швейцарии, Франции, Германии, Нидерландах. С 19 в. Н. интенсивно развивалась в европ. странах, особенно в Германии, Великобритании, Италии, Франции, а позднее - в США. Многочисленны каталоги и описания муз. фондов б-к разл. типов: национальных, публичных, частных, б-к уч. заведений, музеев, архивов, монастырей, церквей, дворцов. С сер. 19 в. начали появляться сводные каталоги. Одна из старейших нац. б-к - Б-ка Брит. музея (теперь - Брит. б-ка), начавшая публикацию описаний своих коллекций в 1842, с 1884 регулярно издаёт каталоги новых поступлений («Catalogue of printed music in the British Museum. Accessions»). Кроме того, изданы: 3-томный каталог рукописей (Hughes-Hughes A., «Catalogue of manuscript music in the British Museum», v. 1-3, L., 1906-09, reprint, 1964-66); «Каталог нот, изданных в период 1487-1800…» (Squire W. В., «Catalogue of printed music published between 1487 and 1800 now in the British Museum», v. 1-2, L., 1912; ок. 30 000 назв.); «Британский сводный каталог нот, изданных до 1801» («The British Union-catalogue of early music printed before the year 1801», ed. by E. Schnapper, v. 1-2, L., 1957; св. 55 000 назв. произв., хранящихся в более чем 100 б-ках страны). Ведётся подготовка к изданию Полного каталога нот, хранящихся в Брит. музее (ок. 200 000 назв.). Каталог муз. б-ки Брит. радиовещания («British Broadcasting Corporation. Music Library», [v. 1-9], L., 1965-67) содержит 269 000 назв. Крупнейший каталог нотных фондов амер. б-к издаётся с 1953 как часть общего Нац. сводного каталога [«U. S. Library of Congress. (Music and phonorecords. A cumulative list of works, represented by Library of Congress printed cards…»)]. Нью-Йоркская публич. б-ка издала «Словарный каталог музыкальных фондов», включающий 532 000 назв. («New York. Public library. Dictionary catalog of the music collection», v. 1-33, Boston, 1964). Среди каталогов б-к др. стран - «Каталог старинной музыки в Национальной библиотеке Франции» (Ecorcheville J., «Catalogue du fonds de musique ancienne de la Bibliotheque Nationale», v. 1-8 [do «Sca»], P., 1910-14), каталог б-ки Брюссельской консерватории (Wotquennе А., «Catalogue de la bibliotheque du Conservatoire royal de musique de Bruxelles», v. 1-4, Brux., 1898-1912), каталог Муз. лицея в Болонье (Gaspari G., «Catalogo della Biblioteca del Liceo musicale di Bologna», v. 1-4, Bologna, 1890-1905) и др. Самая ранняя и хорошо организованная нац. Н. - «Немецкая музыкальная библиография» - возникла в Лейпциге в 1829 в виде «Ежемесячных музыкально-литературных сообщений» (название неск. раз менялось), издававшихся Ф. Хофмайстером («Deutsche Musikbibliographie»). Помимо ежемесячных выпусков, издаётся годовой свод («Jahresverzeichnis der deutschen Musikalien und Musikschriften»). В Великобритании с 1957 издаётся «Британский каталог музыки» («The British catalogue of music»), который содержит описания всех новых публикаций (переиздания и лёгкая музыка не включаются). В США учитывают нотную продукцию в спец. выпусках Каталога гос. управления по регистрации авторских прав (U. S. Copyright office. Catalog of copyright entries. 3-d series, pt 5 - Music), который выходит с 1906. К «Нац. библиографии Франции» («Bibliographie de la France») выходит спец. приложение («Supplement С. Musique»), в котором учитываются ноты, поступившие в Нац. б-ку. Швед. нац. Н. - «Svensk Musikförteckning» и «Uppslagsbok för svenska Musikhandeln». Австр. нотные издания учитываются в спец. выпусках нац. библиографии («Цsterreichische Bibliographie»), издаваемой с 1945. Нотные издания отражаются также в нац. библиографиях Италии («Bibliografia nazionale italiana»), Испании («El libro espanol»), Нидерландов («Brinkman's Cumulatieve Catalogue van Boeken»), Швейцарии («Das Schweizer Buch») и др. Полнотой и тщательностью учёта отличаются нац. библиографии социалистич. стран, в которые включается информация и о нотных изданиях: Болгарии («Български книгопис»), Венгрии («Magyar nemzeti bibliografia»), Польши («Przewodnik bibliograficzny»), Румынии («Bibliografia Republicii Socialiste Romania»), Чехословакии («Bibliograficky katalog») со спец. частями: «Чешская музыка» («Ceske hudebniny») и «Словацкая музыка» («Slovenske hudebniny»), Югославии («Bibliografija Jugoslavije»). Почти в каждой стране издавались Н., составленные в нац. аспекте. В Великобритании в 1847 вышла в свет одна из наиболее ранних Н. вок. музыки «Библиотека мадригалов» с описаниями мадригалов, арий, канцонетт и др. произв., изданных в Англии в 16-17 вв. (Rimbault E. F., «Bibliotheca madrigaliana», L., 1847). В книге Р. Стил (Steele R., «The earliest English music printing», L., 1903) приводятся сведения о самых ранних англ. нотных изданиях (до 16 в.); издания до 1650 описаны в работе А. Дикина «Очерки музыкальной библиографии» (Deakin А., «Outlines of musical bibliography», pt 1, Birmingham, 1899). Сводом шотл. музыки с 1611 является H., приложенная к словарю Д. Бапти (Baptie D., «Musical Scotland past and present, being a dictionary of Scottish musicians from about 1400 till the present time», Paisley, 1894). Брит. муз. фольклор получил отражение в многочисл. каталогах и указателях. Среди них - работа Симпсона «Британская народная баллада и её музыка» (Simpson СМ., «The British broadside ballad and its music», New Brunswick, [1966]), к-рая включает ок. 7 500 описаний баллад, «Путеводитель по сборникам английских народных песен, изданных в 1822-1952 г.», сост. М. Дин-Смит (Dean-Smith M., «A guide to English folk song collections…», Liverpool, 1954), полное описание англ. песенников периода 1651-1702, сост. К. Дей и Э. Марри (Day С. L. and Murrie E. В., «English song-books. 1651-1702», L., 1940) и др. Среди Н., посв. итал. музыке, - 2 тома «Библиотеки итальянской светской вокальной музыки, изданной в 1500-1700 гг.», сост. Э. Фогелем (Vogel E., «Bibliothek der gedruckten weltlichen Vocalmusik Italiens, aus den Jahren 1500-1700», Bd 1-2, В., 1892, neue Aufl., Hildesheim, 1962), «Библиография инструментальной музыки, изданной в Италии до 1700 г.», сост. К. Сартори (Sartori С., «Bibliografia della musica strumentale italiana stampata in Italia fino al 1700», Firenze, 1968) и др. Значит. работы по H. амер. музыки - «Библиография ранней светской музыки Америки» О. Соннека (Sonneck О. G. Th., «Bibliography of early secular American music», Wash., 1905, rev. ed., Wash., 1945 and N. Y., 1964), «Светская музыка Америки» Р. Вольфа (Wolfe R. J., «Secular music in America», 1801-1825, v. 1-3, N. Y., 1964), Указатель амер. популярных песен, сост. H. Шапиро (Shapiro N., «Popular music. An annotated index of American popular songs», v. 1-3, N. Y., 1964-67), «Путеводитель по латиноамериканской музыке» Г. Чейза (Chase G., «A guide to Latin American music», [Wash., 1945], 1962). В числе франц. Н. - каталог гимнов и песен Великой франц. революции, сост. К. Пьером (Pierre С., «Les hymnes et chansons de la revolution. Apercu general et catalogue avec notices historiques, analytiques et bibliographiques», P., 1904). Финл. музыка представлена «Каталогом финских оркестровых и вокальных сочинений» («Catalogue of finnish orchestral works and vocal works with orchestra», Hels., 1961). Среди H. сканд. музыки - библиография швед. муз. литературы с 1800 по 1945 гг., сост. А. Дейвидсоном (Davidsson А., «Bibliografi цver svensk musikliteratur», 1800-1945, Uppsala, 1948), указатель К. Ниссера «Шведские инструментальные сочинения» (Nisser С. М., «Svensk ins-trumentalkomposition 1770-1830», Stockh., 1943), указатель песен дат., норв., швед. композиторов, сост. А. Нильсеном (Nielsen А., «Song-katalog», Кшbenhaven, 1916) и охватывающий период до 1912, с дополнениями к нему до 1922 (изд. в 1924). Крупнейшая Н. словацкой музыки - «Список словацких музыкальных произведений 1571-1960» Ю. Потучека (Potucek J., «Supis slovenskych hudobnin. 1571-1960», Brat., 1952; v. 1-2, 1967). В Венгрии в 1969 вышел систематич. каталог венг. нотных изданий за период 1945-60 (Pethes I., Vecsey J., «Bibliographie Hungarica. 1945-1960. Catalogus systematicus notarum musicarum in Hungaria editarum», Bdpst, 1969). В ГДР - каталог вок. литературы, изданной в 1945-58 («Was wir singen. Кatalog des in der Deutschen Demokratischen Republik erschienenen weltlichen Lied- und Chormaterials», Bd 1, 1945-58, Lpz., 1959). Широкое развитие, особенно в Германии, получила персональная Н. Одно из высших её достижений - изд. в 1860-х гг. труд нем. учёного и библиографа Л. Кёхеля «Хронологически- тематический список сочинений Моцарта» (Кцchel L., «Chronologisch-thematisches Verzeichnis sämtlicher Tonwerke W. A. Mozarts», Lpz., 1862, Wiesbaden, 1964; bearb. von A. Einstein, Lpz., 1969). Труд Л. Кёхеля, ставший классическим, отражает новое направление в Н. - традиционное описание дополняется информацией исследоват. характера. Появление персональных каталогов, подготовленных с науч. тщательностью, отличающихся точностью и обширностью информации, было обусловлено развитием музыковедения в 19 в., изданием полных собраний сочинений выдающихся композиторов. Среди др. ценных персоналий - тематич. указатели сочинений И. С. Баха (сост. В. Шмидером), Л. Бетховена (сост. Г. Ноттебомом, а также Г. Кинским и X. Хальмом), Й. Гайдна (сост. А. ван Хобокеном), Л. Боккерини (сост. Н. Джерардом), Ф. Шуберта (сост. Г. Ноттебомом; О. Э. Дойчем), К. В. Глюка (сост. А. Воткенном), А. Дворжака (сост. Я. Бургхаузером) и др. Из многочисл. нотографич. указателей междунар. характера, созданных в 19 в., наибольшее значение имеет фундаментальный «Биобиблиографический словарь источников сведений о композиторах и музыковедах христианского летоисчисления до середины XIX века» Р. Эйтнера (Eitner R., «Biographisch-bibliographisches Quellenlexikon der Musiker und Musikgelehrten der christlichen Zeitrechnung bis zur Mitte des neunzehnten Jahrhunderts», Bd 1-10, Lpz., 1900-04), переизд. с дополнит. 11-м т. в 1959-60. Словарь Эйтнера содержал не только биобиблиографич. сведения, но и указывал местонахождение муз. произв. в б-ках мира. В связи с частичной гибелью и перемещением библиотечных фондов после 2-й мировой войны 1939-45 словарь потерял своё значение сводного указателя и замещается «новым Эйтнером» - «Международным репертуаром муз. источников» (РИСМ: «Repertoire international des sources musicales»), работа над которым ведётся под рук. Междунар. музыковедч. общества и Междунар. ассоциации муз. б-к. Этот многотомный указатель печатных и рукоп. нот, над составлением которого работают более 1000 б-к 30 стран, издаётся в 3 сериях: А - Алфавитный перечень муз. произв., В - Систематич. указатель, С - Указатель муз. б-к. Издание отд. томов серии В началось в 1960, серии А - в 1971. Работа над созданием РИСМа имеет фундаментальное значение для муз. документации. Вышедшие тома РИСМа содержат описания нотных материалов до 1800, в дальнейшем планируется РИСМ 19 в.; для изданий 19 в. ценным источником остаётся «Справочник музыкальной литературы всех времён и народов», составленный Ф. Паздиреком (Pazdirek F., «Universal-Handbuch der Musikliteratur aller Zeiten und Völker», Bd 1-34, W., [1904-10]), содержащий около 500 000 описаний. Регулярная текущая H. междунар. охвата публикуется в журналах: «Notes» (N. Y.), «Acta musicologica» (Кassel), «Music review» (Camb.), «Fontes artis musicae» (Кassel) и др. Обобщающие своды нотной литературы были созданы также по видам музыки и средствам исполнения. Среди указателей вок. музыки наиболее известны работы Э. Шальера: «Большой каталог песен» (Challier E., «Grosser Lieder-Кatalog», В., 1885, и 15 тт. дополнений за 1886-1914); «Большой каталог дуэтов» (Challier E., «Grosser Duetten-Кatalog», (Giessen, 1898); ряд каталогов хор. произв. (Challier E., «Grosser Männergesang-Кatalog», Giessen, 1900, 6 прибавлений за 1901-1912 гг.; Challier E., «Grosser Chor-Кatalog», Giessen, 1903, с тремя прибавлениями, изд. в 1905, 1910, 1913; Challier E., «Grosser Frauen- und Кinderchor-Кatalog mit einem Anhang», Giessen, 1904). Каталоги Э. Шальера описывают сотни тысяч изданий вок. произведений. Ценным пособием для вокалистов является указатель С. Кэджен «Музыка для сольного пения» (Кagen S., «Music for the voice», rev. ed., Bloomington - L., 1959). В области инстр. музыки капитальными работами являются указатели, сост. немецкий музыковедом В. Альтманом: «Каталог оркестровой литературы» (Altmann W., «Orchester-Literatur-Кatalog», Lpz., 1919, Bd 1, Lpz., 1926, Bd 2-1926 bis 1935, Lpz., 1936, переизд. - [Wiesbaden - Münch.],1972), в котором учтено св. 20 000 произв., изданных в 1800-1935. Непосредственным его продолжением является справочник В. Бушкёттера (Buschkötter W. L. H., «Handbuch der internationalen Кonzertliteratur», В., 1961). Камерной музыке посвящён ряд работ В. Альтмана (Altmann W., «Кammermusik-Literatur», Lpz., 1910, 1945 (под загл.: Кammermusik-Кatalog); «Handbuch für Streichquartettspieler», Bd 1-4, В., 1928-31; Handbuch für Кlaviertriospieler, Wolfenbüttel, 1934) и др. Дополнение к справочникам Альтмана - «Каталог камерной музыки», сост. И. Рихтером (Richter J. F., «Кammermusik-Кatalog», Lpz., 1960) - список нот за 1944-58 (ок. 8 000 назв.). Произв. для органа перечислены в «Путеводителе по органной музыке» (Кothe В., Forchhammer Th., «Führer durch die Orgel-Literatur», Bd 1-2, Lpz., 1890-95, 1909, ок. 6 000 назв.); его дополняет «Справочник органной литературы Б. Вейгля (Weigl В., «Handbuch der Orgelliteratur», Lpz., 1931). Обилие фп. литературы обусловило появление многочисл. указателей. «Справочник фортепианной литературы» А. Просница (Prosniz А., «Handbuch der Кlavier-Literatur von 1450 bis 1830», [Bd 1], W., 1887, W., 1908, [Bd 2] - 1830-1904, Lpz. - W., 1907) представляет историко-критич. обзор св. 12 000 изданий за период 1450-1904. В числе др. указателей - «Путеводитель по фортепианной литературе» И. Эшмана (Eschmann J. С., «Wegweiser durch die Кlavier-Literatur», Lpz., 1888, 1910), А. Рутхардта (Ruthardt А., «Wegweiser durch die Кlavier-Literatur», Lpz., 1914, Lpz. - Z., 1925); «Список произведений для 4- и 6-ручного исполнения, а также для 2 и более фортепиано» В. Альтмана (Altmann W., «Verzeichnis von Werken für Кlavier vier- und sechshändig sowie für zwei und mehr Кlaviere», Lpz., 1943); «Заметки о литературе для фортепиано» А. Локвуда (Lockwood А., «Notes on the literature of the piano», Ann Arbor - L., 1940); «Литература для фортепиано» Э. Хатчесона (Hutcheson E., «The literature of the piano. A guide for amateur and student», L., 1948, N. Y., 1964); «Музыка для фортепиано» Дж. Фрискина и И. Фрёйндлиха (Friskin J., Freundlich I., «Music for the piano. A handbook of concert and teaching material from 1580 to 1952», N. Y., 1954); «Энциклопедический репертуар пианиста» Г. Парента (Parent H., «Repertoire encyclopedique du pianiste», v. 1-2, P., [1900-07]). Среди указателей литературы для смычковых инструментов - «Ноты для струнных» М. Фэриша (Farish M. К., «String music in print», N. Y., 1965, 1973, Приложение, 1968, всего перечислено ок. 20 000 произв. для скрипки, альта, виолончели и контрабаса); «Указатель произведений для альта и виоль д'амур», сост. В. Альтманом и сов. альтистом В. Борисовским (Altmann W., Borissowsky W., «Literaturverzeichnis für Bratsche und Viola d'amore, Wolfenbüttel», 1937); для альта - P. Зейрингером (Zeyringer Fr., «Literatur für Viola», Hartberg, 1963); для виолончели - Б. Вейглем (Weigl В., «Handbuch der Violoncell-Literatur», W., 1911, 1929); для скрипки - Э. Хеймом (Heim E., «Neuer Führer durch die Violin-Literatur», Hannover, [1889], [1901]); А. Тотманом (Tottmann А. К., «Führer durch die Violinliteratur», Lpz., 1873, 1935); для виол - Р. Сметом (Smet R., «Published music for the viola da gamba and other viols», Detroit, 1971). Среди указателей литературы для духовых инструментов - Н. произведений для флейты (Prill E., «Führer durch die Flöten-Literatur. Grosser Кatalog, enthalten ьber 7500 Nummern», Lpz., [1899]), (Vester F., «Flute repertoire catalogue: 10 000 titles», L., 1967); для блокфлёте (Alker H., «Blockflöten-Bibliographie», [Bd 1-2], W., 1960-61; Wilhelmshaven, 1966); для кларнета (Foster L. W., «A directory of clarinet music», Pittsfield, [1940]); валторны (Brüchle В., «Horn-Bibliographie», Wilhelmshaven, 1970); саксофона (Londeix J.-M., «125 ans de musique pour saxophone», P., 1971) и др. Обобщающим сводом старинной инстр. музыки является нотография X. М. Брауна (Brown H. M., «Instrumental music printed before 1600», Camb., Mass., 1965, L., 1966). Преобладающее место в заруб. Н. занимает науч.-вспомогат. Н., описания муз. источников, историч. и палеографич. исследования. Осн. внимание уделено описаниям старинной и культовой музыки. Среди них указатели, посвящённые старопечатным изданиям, напр. «Инкунабулы литургической музыки», сост. К. Мейер-Бером (Meyer-Beer К., «Liturgical musical incunabula», L., 1962), «Библиотека музыкальной литургии» У. Фрера с описанием ср.-век. рукописей, сохранившихся в библиотеках Великобритании и Ирландии (Frere W. H., «Bibliotheca musico-liturgica», v. 1-2, L., [1894]?1932, repr. Hildesheim, 1967). Большое внимание уделялось описанию нотных рукописей; их каталоги были созданы почти во всех крупных нотохранилищах Европы. В числе новейших указателей рукописей - работа Г. Рини «Рукописи полифонической музыки 11-14 веков» (Reaney G., «Manuscripts of polyphonic music 11th-early 14th century», Münch., 1966; то же, 1320-1400, Münch., 1969). Самой ранней нотографич. формой в России были издательско-торговые каталоги, появившиеся во 2-й пол. 18 в. В 1767 «Академич. лавка» в Петербурге объявляла о продаже «печатных музыкальных нот, которым и каталог получить можно». Каталоги были изданы Г. Клостерманом, И. Д. Герстенбергом и др. В 1-й пол. 19 в. нотные каталоги выпускали издатели и торговцы Г. Дальмас, Г. Рейнсдорп и И. Керцелли, И. Петц, К. Ленгольд, К. Лисснер, М. Бернард, Ф. Стелловский, К. Шильдбах, Ю. Грессер, А. Габлер и др.; магазины «Музыкальное эхо», «Менестрель», «Трубадур Севера». В Вильнюсе регулярно выходили каталоги издательства И. Завадского (осн. 1805). За период 1850-1917 появилось св. 500 каталогов, изданных 100 издателями и торговцами. Наиболее регулярно издавали каталоги крупные моск. и петерб. фирмы П. И. Юргенсона, А. Б. Гутхейля, В. В. Бесселя, Ю. Г. Циммермана, М. П. Беляева, С. Ямбора и др. Во 2-й пол. 19 в. и нач. 20 в. появились каталоги нотных магазинов и издательств в Киеве, Одессе, Харькове, Николаеве, Казани, Орле, Ростове-на-Дону и др. городах. В издательско-торговой нотографии дореволюц. периода сформировались разл. типы каталогов, среди которых особую ценность имеют сводные каталоги, изданные П. Юргенсоном под общим заглавием «Catalogue general de musique de tous les pays» («Всеобщий каталог музыки всех стран») и отражавшие наличие на складах крупнейшей рус. нотной торговли продукции почти всех рус. и мн. заруб. фирм. Цели ретроспективного учёта всех отечеств. изданий поставило перед собой «Русское общество издателей музыкальных произведений и торговцев нотами и музыкальными инструментами» (осн. 1898), предпринявшее издание сводных нотных каталогов под общим заглавием «Полный каталог музыкальных сочинений, изданных в России». Вышло только 2 выпуска (СПБ, 1908-1911/12), охватившие литературу для фп., изданную 67 издательствами (ок. 40 000 назв.). Каталоги нотных издательств и магазинов являются одним из осн. источников сведений о нотных изданиях дореволюц. периода, поскольку гос. системы учёта нотных изданий в то время не существовало. В 18 и 1-й пол. 19 вв. появились каталоги б-к («абонементов на чтение нот»), организованных при нотных магазинах (А. Габлера, Гротриана и Ланга, Л. Снегирёва и др.) с коммерч. целью. Каталоги гос. и обществ. муз. б-к появляются во 2-й пол. 19 в. Это: «Нотный каталог Центральной библиотеки» (М., 1895); «Каталог музыкального отдела Харьковской общественной библиотеки» (Хар., 1903); «Каталог музыкального отдела Пермской городской общественной библиотеки» (Пермь, 1913); «Каталог нот Одесской нотной библиотеки» (Од., 1888). Крупнейшие собрания рукоп. нотных фондов Публич. б-ки в Петербурге получили частичное отражение в работе В. В. Стасова «Автографы музыкантов в императорской публичной библиотеке», впервые опубликованной в «Отечественных записках» за окт.-дек. 1856 и в отчётах б-ки за 1870, 1900, 1901. Одним из зачинателей текущей критич. Н. явился А. Н. Серов, который вёл нотографич. отдел журн. «Музыкальный и театральный вестник» (1856-60), организованный с целью ознакомления публики с лучшими произв. «без опасения получить музыкальный хлам». Критико-нотографич. отделы имели почти все муз. журналы, в т.ч. «Русская музыкальная газета» (1894-1917), «Музыка и жизнь» (1908-12), «Музыкальный современник» (1915-17). В 1900-06 Петерб. общество муз. собраний издавало спец. библиографич. и нотографич. журнал «Известия С.-Петербургского общества музыкальных собраний», 1896-97, 1900-09. Первой библио-нотографич. работой в области муз. фольклора был обзор И. П. Сахарова - «Сборники русских песен» (в его кн.: «Песни русского народа», ч. 1, СПБ, 1838), в котором автор «имел честь насчитать 126 изданий» за период 1770-1838. Обзоры изданных сборников песен даны в трудах: А. Н. Серова - «Русская народная песня, как предмет науки. Статья 3 - Собиратели и гармонизаторы русских песен» («Музыкальный сезон», 1871, No 3); Н. Лопатина в кн.: Лопатин Н. М., Прокунин В. П., «Сборник русских народных лирических песен», ч. 1 (М., 1889); П. Безсонова - «К вопросу о собирании и издании памятников «народного песнетворчества»« (М., 1896); Д. Аракчиева - «Обзор грузинских сборников песен и песнопений» («Труды Муз.-этнографич. комиссии Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии», т. 1, М., 1906) и др. В тех же «Трудах Муз.-этнографич. комиссии» (т. 1-2, 1906-11) был опубликован «Библиографический указатель книг и статей по музыкальной этнографии» А. Маслова, в котором перечислены книги, статьи и нотные сборники нар. музыки всех стран и народов. Первым нотографич. указателем творчества народов России явился «Опыт указателя литературы инородческих песен», прилож. к кн.: Рыбаков С. Г., «Музыка и песни уральских мусульман» (СПБ, 1897). Сведения о нотных записях фольклора включались также в библиографич. указатели: Зеленин Д. К., «Библиографический указатель русской этнографической литературы», 1700-1910 (СПБ, 1913); Гринченко Б. Д., «Литература украинского фольклора. 1777-1900» (Чернигов, 1901), и др. С 80-х гг. 19 в. был издан ряд рекомендательных указателей, предназначенных для муз. воспитания и просвещения. Среди них: Лебедев В. и Нелидов К., «Обзор детской, школьной и хоровой музыкальной литературы. Опыт алфавитного указателя для матерей, учителей пения и хоровых дирижёров», Тамбов, 1907; «Обзор русской музыкально-педагогической литературы», в кн.: С. И. Миропольский, «О музыкальном образовании народа в России и в Западной Европе» (СПБ, 1882). На содержании репертуара, предлагаемого школьным и нар. хорам, отразилось сильное влияние церкви на нар. образование, указатели заполнены молитвами и монархич. гимнами. Среди Н., сост. в помощь спец. муз. обучению, - работа К. М. Мазурина «К истории и библиографии пения», М., 1893, содержащая обзор и перечень вок.-пед. литературы; педагогич. репертуары для фп.; Кунц И., «Указатель фортепианных пьес, распределённых по степеням трудности» (СПБ, 1868); работы пианиста и методиста А. Н. Буховцева. С критикой существовавших репертуаров в связи с проблемами классификации и каталогизации нотной литературы выступил в 1898 известный рус. педагог С. Ф. Шлезингер («Наши репертуары, как пособие для изучения фортепианной литературы», «РМГ», 1898, No 12, отд. оттиск, СПБ, 1899). Из Н. по отд. видам музыки следует указать на серию работ М. В. Матвеева; «Обзор и перечень всех светских хоровых сочинений для смешанного хора с распределением по степеням трудности и другими указаниями по выбору пьес» (СПБ, 1912); то же - для однородного хора [СПБ, 1913]; то же - духовно-музыкальных сочинений (СПБ, 1912). Специфич. формой Н. явились указатели муз. произв. по их заглавиям, составленные в помощь продавцам и покупателям: Дитман Э. Ф., «Полный каталог нот для пения в алфавитном порядке» (Ростов на/Д., 1889; 1-е и 2-е дополнения к нему, сост. Л. К. Фризе, Нахичевань, 1898, К., 1903); Дука П., «Каталог цыганских романсов в алфавитном порядке по названию, началу слов и припевам» (М., 1916); «Спутник нототорговца. Каталог педагогических репертуаров, этюдов и танцев для фортепиано в 2 руки в алфавитном порядке, по заглавию пьес и танцев» (К., 1912). Для исследований по истории русской музыки имеют значение описания рукописных и печатных муз. источников: Ундольский В., «Замечания для истории церковного пения в России» (М., 1846); Сахаров И. П., «Исследования о русском церковном песнопении» («Журнал Министерства народного просвещения», 1849, No 7-8, отд. оттиск, СПБ, 1849); Смоленский С., «О собрании русских древнепевческих рукописей в Московском синодальном училище церковного пения» («РМГ», 1899, отд. оттиск, СПБ, 1899); Игнатьев А., «Краткий обзор крюковых и нотнолинейных певчих рукописей Соловецкой библиотеки» (Казань, 1910) и др. Персональная Н. появилась в 1840-х гг., когда были напечатаны обзорные статьи о творчестве И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Д. Штейбельта, Э. Гарциа в журн. «Репертуар и Пантеон» (за 1844-45 гг.), но наибольшее развитие она получает начиная с 1890-х гг. В дореволюц. России было опубликовано ок. 100 книг и статей, содержащих списки произв. 20 заруб. и 40 русский композиторов. Среди них труд H. P. Финдейзена: «Библиографический указатель музыкальных произведений и критических статей Ц. А. Кюи», М., 1894; «Каталог нотных рукописей, писем и портретов М. И. Глинки», СПБ, 1898; Библиографии и нотографии Д. В. Разумовского и А. Н. Верстовского («РМГ», 1894, No 9 и 1899, No 7); работы А. Е. Молчанова «Александр Николаевич Серов» (вып. 1-2, СПБ, 1888); И. А. Корзухина - «Музыкальные произведения А. С. Даргомыжского» («Артист», 1894, кн. 6, No 38); М. Комарова - «Библиографический указатель музыкальной и литературной деятельности Н. В. Лысенко» (К., 1904), и др. Были изданы каталоги с инципитами (началами нотного текста): «Тематический перечень романсов, песен и опер М. И. Глинки», сост. К. Альбрехтом (М., 1891), «Тематический каталог сочинений П. И. Чайковского», сост. Б. Юргенсоном (М., 1897). На первом этапе развития сов. муз. культуры ведущую роль играла рекомендательная Н. как часть общей просветительской работы в нар. массах. Уже с 1918 начали издаваться пособия по организации и методике муз. работы клубов и красных уголков с примерными списками репертуара для самодеят. хор. кружков, струн. и дух. оркестров. Материал в списках располагался по тематич. принципу, в аннотациях отмечалась степень трудности, давались методич. указания для руководителя. Указатели и обзоры предназначались для крестьян, воинов Красной Армии, «летней массовой работы» и т.д. Рекомендат. Н. в помощь муз. самодеятельности получила значит. развитие в 30-х гг., когда сформировался тип репертуарных указателей. «Репертуары», издававшиеся гл. обр. домами нар. творчества, содержат готовые программы концертов либо перечни рекомендат. произв. и являются оперативной формой сов. Н., призванной обслуживать революц. праздники, текущие общественно-политич. кампании, юбилеи и т.п. Уже в первые годы Сов. власти появились списки произведений, рекомендуемых для муз. воспитания детей. Один из самых ранних - «Список школьных хоров», в кн.: «Музыка в школе», изданной Наркомпросом в 1921. Науч.-вспомогат. Н. 20-30-х гг. касалась преим. прошлого рус. и заруб. музыки. Появились такие работы, как «Литература по музыке» - обзор изданий 18 в., в кн.: Финдейзен Н., «Очерки по истории музыки в России», т. 2 (М. - Л., 1928-29); «Перечень наиболее достопримечательных нотопечатных изданий преимущественно 15-16 вв. Русские нотные издания 18 и 1-й пол. 19 в.», в кн.: Юргенсон Б. П., «Очерк истории нотопечатания» (М., 1928); «Список песен, использованных для данной работы», в кн.: Овсянников А., «Великая французская революция в песнях современников 1789 г.» (П., 1922); Кузнецова В., Кузнецов К., «Германская песня до Шуберта», в кн.: «Венок Шуберту. 1828-1928» (М., 1928) и др. Отметим также работу А. Н. Римского-Корсакова «Музыкальные сокровища Рукописного отделения Гос. публич. б-ки им. M. E. Салтыкова-Щедрина (обзор музыкальных рукописных фондов)» (Л., 1938). Начали появляться Н. муз. творчества народов СССР, напр. указатели в книгах: Хороших П. П., «Музыкальные инструменты, театр и народные развлечения бурят-монголов» (Иркутск, 1926); Павлов Ф. П., «Чуваши и их песенное и музыкальное творчество» (Чебоксары, 1926) и др. В 20-30-х гг. вышло мн. монографий, посвящённых творчеству отд. композиторов и содержащих списки их произв. Среди них: «Список сочинений К. Ю. Давыдова» (в кн.: Гинзбург С. Л., К. Ю. Давыдов, Л., 1936); Ламм П., «Список произведений и музыкальных работ Мусоргского» (в кн.: «М. П. Мусоргский. К пятидесятилетию со дня смерти», М., 1932); Шеманин Н., «Нотография и библиография произведений П. И. Чайковского» (в кн.: «Дни и годы П. И. Чайковского», М. - Л., 1940) и др. С 1927 появляются первые Н. произв. советский композиторов: А. Н. Александрова, С. Н. Василенко, Д. С. Васильева-Буглая, А. Ф. Гедике, Р. М. Глиэра, M. P. Гнесина, M. M. Ипполитова-Иванова, А. А. Крейна, Г. Г. Лобачёва, А. В. Мосолова, Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева и др. Оригинальной работой явился справочник Игоря Глебова (Б. В. Асафьева) «Русская поэзия в русской музыке. [Нотография русского романса]» (П., 1921). Специфическими для эпохи немого кино явились указатели произв., рекомендуемых для муз. оформления кинофильмов («Каталог-справочник для кино-иллюстраторов», М., 1930; «Музыка к фильму», сост. А. Гран и др., М., 1932). Издательско-торговая Н. продолжала сохранять значение общеотраслевой регистрации нот вплоть до 1931. Первый «Каталог изданий Государственного музыкального издательства», учитывавший издания 1919-22, вышел в 1922, за ним последовали каталоги изданий Муз. сектора Госиздата (св. 20 осн. каталогов до 1930), юго-восточного отделения Госиздата в Ростове-на-Дону (1924), Самарского губиздата (1927), Гос. издательства Украины (1927, 1930), каталоги акционерных и частных издательств: «Тритон» (5 каталогов за период 1925-35), «Киевское музыкальное предприятие» (1926-28), нотного магазина «Музыка» в Ленинграде (1927, 1928). С целью информации о новинках издавались: «Бюллетень новых изданий» (1930-31), «Информационный бюллетень Музгиза и книготоргового объединения» (1931-35); «Ноты и книги по музыке» (1935-41). В 1931 Книжная палата СССР приступила к выпуску ежеквартального периодич. издания «Нотная летопись» (изменение загл.: 1939-40 - «Библиография музыкальной литературы», 1941-66 - «Летопись музыкальной литературы»), к-рая продолжает выходить (с 1967 - под прежним заглавием «Нотная летопись»). Тем самым было положено начало гос. текущей регистрации нотных изданий. До 1936 в «Нотной летописи» учитывались ноты, выходившие в РСФСР и, частично, на Украине и в Белоруссии. С 1936 регистрируются все нотные издания CCCP. В послевоенный период происходит дальнейшее развитие сов. Н. и становление её осн. направлений. В области рекомендательной Н. закрепились типы изданий, предназначенных для обслуживания широких масс любителей музыки, участников самодеят. коллективов: «Репертуар для смешанного хора», сост. О. Г. Охляковская и др. (Л., 1960); «Песни к VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов», сост. Л. Н. Павлова-Сильванская (Л., 1957); «Песни Советской Армии и Флота», сост. Л. Н. Павлова (Л., 1963); «Песни о Родине», сост. Л. Н. Павлова (М. - Л., 1964); «Великий Октябрь в музыке», сост. Т. В. Андреева и др. (Л., 1967) и др. Особое место занимает нотографич. Лениниана - указатели муз. произв., связанных с именем великого вождя: «Указатель вокальных произведений о Ленине и Партии», сост. Е. Сердечкова и В. Фомин (Л., 1962); «Советские композиторы о В. И. Ленине», сост. Ю. Булучевский и др. (Л., 1969); «Музыка о Ленине», сост. Ю. Булучевский (Л., 1970); «Музыкальная Лениниана. К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина», сост. X. Хаханян (М., 1970) и др. Обширные Н. приведены в кн.: «В. И. Ленин в песнях народов СССР. Статьи и материалы» (М., 1971); «Ленин и музыкальная культура» (М., 1970). Среди Н., изданных в помощь муз. воспитанию детей, - «Хоры для детских голосов», сост. О. Г. Охляковская, А. А. Рачкова, Н. В. Таланкина (Л., 1959); «Указатель русских пионерских песен», сост. Л. Павлова и О. Охляковская (Л., 1962); «Произведения для школьных хоров и оркестров к 50-летию Великого Октября» (М., 1966); Очаковская О. С., «Музыкальные издания для общеобразовательной школы», вып. 1-2 (М., 1967-72). Послевоенный период богат публикациями по истории музыки, многие из которых содержат нотографич. списки и обзоры. Появились спец. науч. исследования, объектом которых стали нотные издания (Вольман Б. Л., «Русские печатные ноты XVIII века», Л., 1957; его же, «Русские нотные издания XIX - начала XX века», Л., 1970). Сведения о нотных записях муз. фольклора были включены в капитальные библиографич. труды (Мельц М. Я., «Русский фольклор», 1917-44, Л., 1966; то же, 1945-59, Л., 1961; то же, 1960-65, Л., 1967; Сидельников В. М., «Русская народная песня», 1735-1945, М., 1962, и др.). Большое развитие получает персональная Н. Сотни исследований, изданных после 1945, содержат списки произв. композиторов. В 1960-е гг. сформировался тип персонального справочника, содержащего перечень произв. композитора с библиографией, дискографией и вспомогат. указателями. Таковы указатели, составленные Е. Л. Садовниковым («Д. Д. Шостакович», М., 1961, 1965; «В. Я. Шебалин», М., 1963; «Ю. А. Шапорин», М., 1966; «А. И. Хачатурян», М., 1967), С. И. Шлифштейном («С. С. Прокофьев», М., 1962; «Н. Я. Мясковский», М., 1962) и др. Ценным вкладом в изучение рукоп. наследия явились каталоги, в которых описаны личные фонды, хранящиеся в музеях и архивах. Серия подобных справочников с описанием автографов С. В. Рахманинова, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, М. А. Балакирева, А. П. Бородина и др. рус. композиторов была издана Гос. центр. музеем муз. культуры им. М. И. Глинки. Среди др. изданий, посв. описанию рукописей: «Автографы П. И. Чайковского в архиве Дома-музея в Клину», вып. 1-2 (М. - Л., 1950-52); Ляпунова А. С. «Рукописи М. И. Глинки». Каталог (Л., 1950); Фишман Н. Л., «Автографы Л. ван Бетховена в хранилищах СССР» (М., 1959); «Собрания Д. В. Разумовского и В. Ф. Одоевского. Архив Д. В. Разумовского» (М., 1960). Появился ряд Н., посв. отражению художеств. литературы в музыке: «Русская поэзия в отечественной музыке» (до 1917 г.), сост. Г. К. Иванов, вып. 1-2 (М., 1966-69); «Русская литература в советской музыке», сост. H. H. Григорович и С. И. Шлифштейн, вып. 1 (M., 1975). Ведущее значение в послевоен. период сохраняла гос. текущая регистрация нотных изданий («Нотная летопись»). Возникли регистрационные Н. в нац. республиках: Белоруссии («Музыкальная литература БССР. 1917-1961», Минск, 1963, на белорус. яз.); Грузии (Куция-Гваладзе Т., «Библиография грузинских музыкальных произведений. 1872-1946», Тб., 1947, на груз. и рус. яз.; «Библиография музыкальных произведений. 1947-1956», Тб., 1965, далее ежегодно); Казахстана («Музыкальная литература Советского Казахстана. 1938-1965», А.-А., 1969, на каз. и рус. яз.); Литвы (Юодис Э., «Музыкальная литература. 1959-1963», Вильнюс, 1965, на литов. яз.; то же, 1964-1965, Вильнюс, 1968); Чувашии («Летопись музыкальной литературы. 1917-1952», Чебоксары, 1960, на чуваш. и рус. яз.); Украины («Музыкальная литература УССР. 1917-1965», Хар., 1966, на укр. яз.; «Летопись музыкальной литературы», на укр. яз., изд. с 1954); Эстонии («Нотная литература Советской Эстонии. 1940-1960», Таллин, 1967, на эст. яз.). Н. как науч. дисциплина, изучающая историю, теорию и методику нотоописания и классификации нот, развивалась как неотъемлемая часть муз. библиографии. Лишь в недавнее время методика и теория нотоописания стала выделяться в качестве самостоят. области деятельности со своими задачами и методикой. Планомерная деятельность сов. библиотековедов по разработке методики нотоописания и классифицирования началась в 1930-х гг. В 1932 впервые в СССР были изданы «Правила по каталогизации музыкальных произведений», сост. Каталогизационной комиссией Ин-та библиотековедения в Москве; организация «Нотной летописи» сопровождалась созданием правил классификации муз. произведений. В послевоен. период окончательно сформировалась сов. теория и методика нотоописания. Были разработаны «Единые правила» описания нотных изданий в вариантах для крупных и небольших б-к, создана Библиотечно-библиографич. классификация муз. произв., опубликован ряд теоретич. работ, посвящённых проблемам нотоописания. Объединение различных традиций описания, разработка международной классификации музыки стали в последние годы насущными задачами муз. библиотековедения; их решением занимается Междунар. ассоциация муз. б-к, осн. в 1951. Разработаны междунар. правила по каталогизации нот, которые издаются под общим титулом «Международный кодекс каталогизации нот» («Code international de catalogage de la musique», Frankfurt - L. - N. Y., с 1957), начата разработка междунар. системы классификации, ведётся исследование способов датировки нотных изданий и т.д. В центре внимания библиотековедов и музыковедов - проблемы, связанные с идентификацией муз. произведений, утверждением единых стандартов описания, применением электронной вычислит. техники при обработке данных, созданием всеобщих тематич. каталогов. |