НОВАК (Novak) Витезслав (5 XII 1870, Каменице - 18 VII 1949, Скутеч) - чехосл. композитор и педагог. Нар. арт. ЧССР (1945). С 1881 учился музыке у дирижёра В. Поймана в Йиндржихув-Градеце, в 1889-96 - у К. Книтля и А. Дворжака (композиция), О. Гостинского (эстетика), Я. Йиранека (фп.) в Пражской консерватории. В 1896 совершил неск. фольклорных поездок по Словакии и Моравии, давших ему муз. материал для ряда произв. С 1908 преподавал, в 1909-39 профессор композиции Пражской консерватории (в 1919- 1922 директор); среди учеников - О. и Я. Еремиаши, Б. Вомачка, Э. Аксман, А. Хаба, а также М. Колесса, С. Драгой и др. Н. был творчески связан с рус. музыкантами, переписывался с М. А. Балакиревым, Н. А. Римским-Корсаковым, А. К. Глазуновым и др. Н. отличался многогранностью и широтой творч. диапазона. Вошёл в историю чеш. муз. культуры 1-й пол. 20 в. как один из наиболее значит. мастеров, искусство которых питали нац. муз. традиции. Развивал в своей музыке некоторые стороны творчества Б. Сметаны, А. Дворжака, 3. Фибиха, Л. Яначека. Нац. основа проявляется в ладо-интонац. сфере его соч., в которых он использовал словацкий и моравский фольклор (песни на стихи из моравской нар. поэзии, фп. цикл «Мой май», фп. квартет, 1898; Героическая соната для фп. и др.), в характерных формах нар. варьирования и развития («Майская симфония», «Словацкая» и «Южночешская» сюиты и др.) и в свойственных нац. нар. музыке особенностях гармонич. языка, обогащённого достижениями классики и разл. совр. влияниями, - К. Дебюсси, Н. А. Римского-Корсакова (целотонность), Р. Штрауса (элементы политональности), П. Хиндемита (полифонизация гармонии). По совершенству и органичности полифонии, многообразию её форм Н. - крупнейший чеш. полифонист. Соч. Н. отличаются единством и целостностью, что связано с применением принципа монотематизма (напр., в сюите «Пан»). В годы 2-й мировой войны 1939-45 он создал ряд патриотич., полных оптимизма и героич. пафоса произв. (цикл хоров «Родина», «Моравские песни» «Святовацлавский триптих», «Майская симфония» и др.). Большими художеств. достоинствами обладают его обр. нар. песен для хора и для голоса с фп., ставшие образцами этого жанра в чеш. музыке. Соч.: оперы - Звиковский домовой (Zvikovskэ rarasek, 1915, Прага), Карлштейн (1916, там же), Фонарь (Lucerna, 1923, там же), Завещание деда (Deduv odkaz, 1926, Брно); балеты-пантомимы - Синьорина молодость (Signorina gioventщ, 1930, Прага), Никотина (1930, там же); для орк. - Осенняя симфония (Podzimnн symfonie, с хором, 1934), Майская симфония (Majovб symfonie, с хором и солистами, 1943), симф. поэмы - В Татрах (V Tatrach, 1902- 1907), О вечной тоске (О vecnй touze, 1904), Томан и лесная фея (Toman a lesnн panna, 1907), Пан (1910), Из бездны (De Profundis, с органом, 1941), увертюры - Корсар (Кorsar, 1892), Марыша (1898), Леди Годива (1907), сюиты -Словацкая (Slovackб, 1903), Южночешская (Jihoceskб, 1937), серенада (1895); концерт для фп. с орк. (1895); камерно-инстр. ансамбли - фп. квинтет (1897), фп. квартет (1894), 3 струн. квартета (1899, 1905, 1939), 2 фп. трио (1900, 1903), сонаты с фп.- для скр. и влч.; для фп. - Героическая соната (Eroica, 1900), 6 сонатин, Вариации на тему Шумана (1893), пьесы, танцы; хоры-кантаты (1910-49), 6 мужских хоров, 3 чеш. песни, 12 мужских хоров на нар. моравские слова (5 тетрадей. 1897-1944), Май (Maj, 10 песен для детского хора) и др.; романсы и песни; 7 тетрадей обр. словацких и моравских нар. песен для голоса с фп. Лит. соч.: Studie a vzpominky. Sbornik, Praha, 1932; О sobe а о Jinych, dl 1-2, Praha, 1946-70. |