НОВЕР (Noverre) Жан Жорж (29 IV 1727, Париж - 19 X 1810, Сен-Жермен-ан-Ле) - франц. балетмейстер. Ученик Л. Дюпре. Выступал как танцовщик с 1743. Первые поставленные Н. балеты - «Китайский праздник» и «Источник юности» (1754), «Фламандские увеселения» (1755), все на сборную музыку, - продолжали традиции придв. зрелищ в стиле рококо. В 1755-1757 Н. возглавлял балетную труппу в театре «Друри-Лейн» в Лондоне, где испытал влияние актёра драмы Д. Гаррика. В 1757 показал в Лионе спектакль «Празднества, или Ревность в серале» Гранье - образец пантомимного действенного балета. В пост. «Ринальдо и Армида», «Адмет и Альцеста» (1761), «Медея и Язон» Родольфа (1763), «Отмщённый Агамемнон» (1772) и «Апеллес и Кампаспа» Аспельмайра (1773), «Горации и Куриации» Старцера (1774) и др. Н. разработал принципы героич. балета и балета-трагедии на сценах театров Штутгарта (1760-67) и Вены (1767-75). В 1776-80 балетмейстер «Гранд-Опера» в Париже. В 1781-94 (с перерывами) работал в Лондоне. Н. поставил св. 80 балетов. В 1759 вышел его знаменитый труд «Письма о танце и балетах» - свод эстетики балетного театра 2-й пол. 18 в., опирающийся на программу франц. просветителей. Н. обосновал в этом труде принципы драм. балета, базирующегося на лит. сюжете, требующего содружества композитора, хореографа и художника и воплощённого средствами действенных пантомимы и танца. Учениками Н. были балетмейстеры 18-19 вв. Ж. Доберваль, Ш. Ле Пик и др. Теория, подкреплённая практикой, принесла Н. славу «отца современного балета». Соч.: Lettres sur la danse, sur les ballets et les arts, v. 1-4, St.-Petersbourg, 1803-04; Lettres sur les arts imitateurs en general et sur la danse en particulier, v. 1-2, P., 1807 (в рус. пер. - Письма о танце и балетах. Ред. и вступ. статья Ю. И. Слонимского, Л. - М., 1965). |