НУРПЕИСОВА Дина (1861, м. Бекетай-Кум, ныне Уральской обл. - 31 I 1955, Алма-Ата) - советская домбристка и композитор. Нар. арт. Казах. ССР (1944). Училась игре на домбре у отца. Игру 9-летней девочки слышал Курмангазы, ставший затем её учителем. Автор кюев: «Каракаска-ат» (о скакуне, подаренном ей отцом), «Коген-туп» (о бедном пастушонке), «Кербез» (о лучшей подруге), «Байжума», «Жигер» и др. Исполняла кюи Курмангазы («Кайран шешем», «Туремурат» и др.), Узака («Акжелен»), Ещана, Байжумы, Баламайсана; переняла от Салаваткерея кюи Даулеткерея, Мусрали, Аликея, Туркеша. Дореволюц. творчество Н. венчает кюй «Шестнадцатый год» («Набор») о восстании в 1916 казах. и др. народов Ср. Азии против царского самодержавия и баев-феодалов. После Окт. революции 1917 Н. создала ряд инстр. пьес (кюев) для домбры: темпераментный и виртуозный кюй «Соловей» («Булбул»), нежно-лирич. - «Прекрасная Коныр» («Асем Коныр»), динамичный и радостный - «Открытие торжества» («Той бастар»), посв. 20-летию Казах. ССР (1940). В начале Великой Отечеств. войны 1941-45 Н. создала кюй «Наказ матери» («Ана буйрыги»); победоносному завершению войны посв. кюй «Победа» («Женыс»). Н. принадлежат «Кюй о партии», кюи «Героям труда», «Доярка», «Восьмое марта». В 1939 на Всесоюзном смотре исполнителей на нар. инструментах в Москве Н. получила 1-ю пр., в 1944 участвовала в Декаде музыки республик Ср. Азии и Казахстана в Ташкенте. Традиции исполнения и кюи Н. переняли К. Жантлеуов, У. Омаров, Г. Альжанов, А. Ескалиев и другие казахские музыканты. Н. посвящена повесть казахского писателя С. Бакбергенева «Дина» (1959). |