ОБРАБОТКА (нем. Bearbeitung) - в широком смысле слова всякое видоизменение нотного текста муз. произведения, преследующее определённые цели, напр. приспособление произв. для исполнения любителями музыки, не обладающими высокой техникой, для использования в уч.-педагогич. практике, для исполнения др. составом исполнителей, модернизация произв. и т.п. Примерно до 18 в. О. рассматривалась как нечто равнозначное оригинальному композиторскому творчеству, в последующее же время в связи с ростом значения индивидуального начала в музыке стала побочной, второстепенной областью. Тем не менее О., не являющаяся чисто ремесленной, составляет объект авторского права. Широкое применение находит О. одногол. муз. образцов. В прошлом в зап.-европ. музыке была распространена полифонич. О. напевов григорианского хорала; вся многогол. музыка до 16 в. создавалась на основе таких О. В 19 и 20 вв. большое значение приобрела О. нар. мелодий, к-рая часто называется их гармонизацией, однако фактически состоит в создании к нар. мелодии сопровождения для того или иного инструмента или инструментов, выходящего за пределы простого последования аккордов. О. нар. мелодий осуществляли мн. крупные композиторы - Й. Гайдн, Л. Бетховен, И. Брамс, М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Кор-саков, П. И. Чайковский, А. К. Лядов и др. Такие О., со временем составившие самостоят. жанр, постоянно осуществляются и советский композиторами. Особые случаи обработки одногол. музыки - добавление сопровождения к сочинениям, написанным для соло скрипки, виолончели и т.п. инструментов. В их числе - обработка Ф. Мендельсоном сольной скрипич. чаконы d-moll И. С. Баха для скрипки с сопровождением фп., обработки Р. Шуманом для того же состава сольных скрипич. сонат и сюит И. С. Баха (правомерность подобных О. многими исследователями оспаривается). О. многогол. сочинения, преследующая цель его приспособления для др. состава исполнителей, часто наз. аранжировкой, переложением, а в случаях, когда произв. обрабатывается для исполнения оркестром, - оркестровкой. Наиболее ранние образцы подобной О. связаны с приспособлением вок. сочинений для исполнения инстр. составами (14-15 вв.; первые дошедшие до нас О. такого рода - в англ. орг. табулатуре, ок. 1330); подобная практика сыграла важную роль в становлении инстр. музыки. Распространены и О. многогол. соч., в которых состав исполнителей сохраняется. Такие О. соч. для одного инструмента, в первую очередь фп., сводятся обычно к облегчению в них технически трудных мест или же, напротив, к более широкому применению в них виртуозного начала; последний вид О. часто наз. транскрипцией. Авторы транскрипций обычно вносят в них многое, идущее от их собств. творч. индивидуальности. Выдающимися мастерами фп. транскрипции, способствовавшими развитию фп. виртуозности, были Ф. Лист, К. Таузиг, Ф. Бузони, в области скрипич. транскрипции особенно значителен вклад Ф. Крейслера. Следующий этап составляет парафраза - род виртуозной свободной фантазии на темы к.-л. произв. Нередко О., сохраняющей состав исполнителей, подвергаются и соч. для мн. исполнителей, как вокалистов, так и инструменталистов, вплоть до оперы. Такие О. представляют собой как бы опыты нового осмысления сочинения в свете творч. установок автора О., порой и известной модернизации сочинения, напр. О. оратории «Ацис и Галатея» Генделя В. А. Моцартом, оперы «Борис Годунов» Мусоргского Н. А. Римским-Корсаковым, О. той же оперы и оперы Мусоргского «Хованщина» Д. Д. Шостаковичем. В СССР О. этого рода обычно наз. редакциями. |