ОФФЕРТОРИЙ (позднелат. offertorium, от лат. offero) - подношу; точнее - Antiphone et Offertorium) - песнопение, исполняемое в католич. церкви во время обряда пресуществления даров - хлеба и вина, составляющего 4-ю и центральную по значению часть «особой мессы» (Proprium missae, см. Месса). Первоначально представлял собой псалм и антифон, исполнявшиеся попеременно двумя хорами. Позднее вместо антифонной приобрёл респонсориальную форму (см. Респонсорий) и примерно с 7 в. состоял из хоровых обрамляющих разделов, между которыми располагалось неск. сольных строф. В начале эпохи Возрождения сольные строфы отпали; лишь в 1958 Ватикан спец. постановлением вновь предписал их исполнение. Для респонсориального О. характерны мелизматически украшенная мелодика сольных строф, интонац. связи между обрамляющими разделами и сольными строфами, повторение слов и целых словесных оборотов. Первые многогол. обработки О. появились в 15 в. Возник тип О., состоявший из одноголосного песнопения, которое исполняли верующие, и многогол. части, основывавшейся на хоральной мелодии в качестве cantus firmus (О. композиторов парижской школы Нотр-Дам). Со 2-й пол. 16 в. стали создаваться О. без cantus firmus, в свободном мотетном стиле (см. Мотет). Наиболее значит. О. этого стиля - «Оффертории на весь год» («Offertoria totius anni») Палестрины (1593) и 4-5-гол. О. «Священные песнопения» («Sacrae cantiones») Лассо (1582 и 1585). В 17-18 вв. О. стал центр. частью «особой мессы» и создавался в виде полнозвучных 6-7-го-лосных или многохорных песнопений. В 18 в. преобладал тип более простого по музыке 4-гол. О., авторы которого стремились к возможно более ясной подаче текста. Возникли и новые формы О. - в виде чисто инстр. органной пьесы, концертного плана арии с инстр. сопровождением, кантаты. В таких О. часто использовались свободные, неканонич. тексты. В 18-19 вв. композиторы вернулись к литургич. текстам. В числе авторов О. - Й. и М. Гайдны, В. А. Моцарт, Ф. Шуберт, Ф. Лист, А. Брукнер и др. |