ОГОЛЕВЕЦ Алексей Степанович [18 (30) V 1894, Полтава - 15 VIII 1937, Москва] - советский музыковед. В детстве обучался музыке у педагога Л. Л. Лисовского, а также живописи. В 1912-16 занимался в моск. Нар. консерватории по композиции у Б. Л. Яворского, по фп. у Е. В. Богословского и А. Ф. Гедике. С 1913 действит. чл. общества «Музыкально-теоретическая библиотека»; в 1915-16 преподаватель теоретич. предметов и ассистент хор. класса моск. Нар. консерватории. Преподавал на муз. курсах А. Г. Шора (1921) и в муз. школе М. И. Медведевой (1921-23). В 1917 окончил юридич. ф-т Моск. университета. В 1917-23 работал нач. милиции 1-го Сретенского участка Москвы. С 1923 лит. сотрудник редакции газ. «Правда». С 1930-х гг. занимался музыковедением. В 1940-45 ст. науч. сотрудник Ленингр. института театра и музыки. Организатор и рук. кабинета-лаборатории тональных систем (1945-1948). Выдвинул новые принципы темперации, создал клавишные инструменты 17- и 29-ступенного строя. Разрабатывал вопросы теории (гармонич. мышление, ладовые системы, муз. строи). Теоретич. работы О. («Основы гармонического языка» и «Введение в современное музыкальное мышление») подвергались критике из-за абстрактности, схематизма, недостаточного историзма и др. В последний период жизни О. занимался проблемами муз. декламации, связи музыки и слова, отчасти муз. эстетики. В 1953-56 был чл. редколлегии и ред. ежегодника «Вопросы музыкознания» (т. 1, вып. 1-3, 1954-60). Ему принадлежат вступ. ст., ред., примечание в сб.: «Материалы и документы по истории русской реалистической музыкальной эстетики» (т. 1-2, 1954-56). Автор муз. произв. (в т.ч. фп. сонаты и прелюдии). Соч.: Чайковский - автор учебника гармонии, «СМ», 1940, No 5-6; Основы гармонического языка, М. - Л., 1941; Вторая симфония Г. Попова, в сб.: Советская музыка, вып. 5, М. - Л., 1946; Патетический квартет [Н. Чемберджи], «СМ», 1946, No 2-3; Введение в современное музыкальное мышление, М. - Л., 1946; Заметки об эстетике М. И. Глинки, в сб.: Вопросы музыкознания, [т.I], вып. 1, М., 1954; Проблемы исполнительства в эстетике А. Н. Серова, в сб.: Проблемы советского искусства, М., 1954; Серов об исполнительском искусстве, в сб.: О музыкальном исполнительстве, М., 1954; В. В. Стасов, М., 1956; Некоторые вопросы оперной эстетики, в сб.: Вопросы музыкознания, т. 2, М., 1956; О выразительных средствах гармонии в их связи с драматизмом вокальной музыки, там же, т.3, М., 1960; Слово и музыка в вокально-драматических жанрах, М., 1960; Вокальная драматургия Мусоргского, М., 1966; Специфика выразительных средств музыки, М., 1969, и др. Г. Н. Соловьёва. |