ОКЕГЕМ (Ockeghem, Okeghem и др. написания) Йоханнес (Жан) де (ок. 1425, Дендермонде, Вост. Фландрия - 1495, Тур) - франко-фламандский композитор. Выдающийся представитель полифонич. нидерландской школы, возглавивший её 2-е поколение («вторую нидерл. школу», при которой искусство имитационного контрапункта достигло высшего расцвета). Учился в метризе собора Нотр-Дам в Антверпене, где был певчим в 1443-44. В 1446-48 служил в придв. капелле Карла I Бурбона в Мулене. С 1452 до конца жизни 1-й капелан и капельмейстер франц. корол. двора. Получил должности корол. советника и казначея аббатства Сен-Мартен в корол. резиденции в Туре (1456). Ездил в Испанию (1470) и Фландрию (1484). О. - автор величественных хор. месс, мотетов и изысканных полифонич. светских песен-миниатюр. За виртуозное владение искусством полифонии О. наз. «главным мастером» контрапункта (И. Тинкторис видел в нём самого крупного композитора его времени). Оказал огромное влияние на современников. Среди его последователей - Жоскен Депре, П. де ла Рю, А. Брюмель, Л. Компер. При жизни О. в его честь писали мотеты Ж. Биншуа, Л. Компер; на его смерть были написаны франц. и лат. эпитафии (среди них - эпитафия Эразма Роттердамского), которые положили на музыку Жоскен Депре и И. Люпи. О. утвердил господство полнозвучного 4-голосия в хор. стиле a cappella, довёл до совершенства искусство контрапункта со свободным движением самостоят. голосов. Отличался виртуозным мастерством имитации и канонич. письма (обогатил полифонич. технику стреттами, инверсиями и пр.). По-видимому, О. был также философом, математиком и астрологом (по ср.-век. традиции); он строил свои композиции на основании математич. расчётов, связанных со скрытой религ.-философской символикой. Славились сложные «загадочные» каноны и мессы О., в которых исполнителям задавались математич. задачи исчисления невыписанных голосов: в 4-гол. лат. мессе («Missa ргоlationum») выписаны лишь 2 голоса; знаменитый (приписываемый О.) 36-гол. канон «Хвала господу» («Deo gratia») представляет собой сочетание четырёх 9-гол. последовательно вводимых канонов; «Месса любого тона» («Missa cuiusvis toni») допускает исп. с любого тона звукоряда. В творчестве О. выкристаллизовались универсальные принципы полифонич. развития и формообразования. В своих соч. он достигал плавного развёртывания мелодич. линий, полноты хор. звучания и глубокой выразительности. Музыка О. (её наз. «мистическим пением»), обладающая возвышенной экспрессией, доходящей до экзальтации, по характеру соответствовала содержанию канонич. текстов и пользовалась исключит. признанием в Германии после Реформации. Сохранилось 14 месс (в т.ч. 11 полностью), реквием (первый известный многогол. реквием в истории мировой муз. литературы), 9 мотетов, св. 20 светских 3-гол. песен (шансон). Полн. собр. соч. О. издаётся: т. 1 - в серии «Публикации старинной музыки» («Publikationen дlterer Musik», содержит 8 месс, Lpz., 1927, N. Y., 1958), т. 2 - в серии «Исследования и материалы» Амер. музыковедч. общества («American musicological society», «Studies and documents», содержит 8 месс и части мессы, N. Y., 1947). |