ОЛЕНИН Александр Алексеевич [1 (13) VI 1865, Рязанская обл.- 15 II 1944, Москва] - советский композитор. Засл. деят. искусств РСФСР (1927). Игре на фп. обучался в Риге у Л. Пабста, затем в Москве у П. Фихтман-Эрдмансдёрфер, здесь же занимался у М. Эрдмансдерфера (муз.-теоретич. предметы). В 1884-89 жил в Петербурге, где сблизился с М. А. Балакиревым, дружбу с которым сохранил на всю жизнь; занимался по композиции у А. К. Лядова. Общение с композиторами «Могучей кучки» усилило интерес О. к нар. песне (собирал и записывал), на к-рую он опирался в своём творчестве. С 1889 был в с. Истомино земским начальником. Совершил ряд конц. поездок со своей сестрой - певицей М. А. Олениной-Д'Альгейм (как пианист- аккомпаниатор и автор произв.). Принял активное участие в организации и работе основанного Олениной-Д'Альгейм «Дома песни» (1908 - 18). С 1917 работал в различных музыкальных учреждениях, выступал с хором; с 1922 был членом музыкально-этнографической комиссии ГИМНа в Москве. Нередко О. объединял в вокальных циклах свои песни с обр. народных (писал на сл. разных поэтов, на нар. и собств. тексты). Песенный склад ощущается и в инстр. произв. О. Соч.: оперы - Кудеяр (опера-песня, 1915, Оперный театр Зимина), Альманзор (по Г. Гейне, не окончена); для орк. - симф. поэмы Богатырский стан (1920), Нечисть (1928), Последние проводы (1928), симф. картина Поле битвы (1920); концерт для фп. с орк. (1930); камерно-инстр. ансамбли - сонаты (1917, 1931) и сюиты для скр. и фп., фп. трио (1921; 1926; Русское, 1930), струн. квартеты (1928, 1932), Луговые наигрыши (для 2 гобоев, скр. и фп.), фп. Русский квинтет (1933) и др.; для фп. - соната (1918), сюита и др.; романсы и песни; обр. рус. и белорус. песен. ОЛЕНИН Пётр Сергеевич (1874, с. Истомине Рязанской губ. - 28 I 1922, Петроград) - русский певец (баритон) и режиссёр. Двоюродный брат комп. А. А. Оленина и певицы М. А. Олениной-Д'Альгейм. Окончил медицинский ф-т Моск. университета (1896). В студенч. годы обучался пению. В 1898-1900 пел в Моск. частной рус. опере, в 1900-03 - в Большом театре, в 1904-15 - в Оперном театре Зимина, где одноврем. был режиссёром (с 1907 худ. рук.). В 1915-18 режиссёр Большого театра, с 1918 - Гос. академич. театра. оперы и балета в Петрограде (с 1921 управляющий оперной труппой). Один из крупнейших оперных режиссёров, О. испытал влияние принципов Моск. Художеств. театра, стремился к созданию реалистич. спектакля. Среди его пост.: оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Золотой петушок» (обе 1909), «Снегурочка» (1910), «Хованщина», «Садко» (обе 1912); «Млада» Римского-Корсакова, «Дон Жуан» (обе 1913), «Гугеноты» (1915); «Оле из Норланда» Ипполитова-Иванова, «Царская невеста» (обе 1916). Голос певца не отличался красотой (несколько суховатый), но благодаря выразительному декламац. исполнению и драм. таланту О. создавал яркие сценич. образы. В его репертуаре выделяются: Борис Годунов; Пётр («Вражья сила»), а также характерные партии - Писарь («Майская ночь»), Рангони («Борис Годунов»), Судья («Вертер»). |