ОПЕРНЫЙ ТЕАТР ЗИМИНА, «Опера Зимина», - частный оперный театр в Москве. Открыт в 1904, существовал до 1924. Возник в результате слияния оперной труппы, основанной С. И. Зиминым летом 1904, и большей части коллектива театра «Товарищество частной оперы». Первый спектакль («Майская ночь») состоялся в помещении театра «Аквариум», затем О. т. З. неск. лет работал в разл. театр. помещениях, с 1908 - на сцене театра Солодовникова (ныне помещение Моск. театра оперетты). В 1917 пожаром был уничтожен склад декораций и костюмов более 100 спектаклей. В том же году театр стал государственным и перешёл в ведение Моск. Совета рабочих депутатов; в 1919-20 назывался Малая гос. опера, в 1922-24 - Свободная опера Зимина. Продолжая традиции Московской частной русской оперы, О. т. 3. стал театром самобытного творч. поиска и внёс в культурную жизнь России важный художеств. вклад. Главным в исканиях театра было стремление дать целостное, осмысленное сценич. истолкование произв., раскрывающее его с наибольшей полнотой. Видную роль в муз. руководстве театром сыграли дирижёр M. M. Ипполитов-Иванов (1904-06) - последовательный пропагандист рус. классич. оперы, и певец и режиссёр П. С. Оленин (1907-15), чьи пост. здесь стали этапом в развитии рус. оперной режиссуры. В декорационно-художеств. оформлении спектаклей О. т. З. стремился избегать постановочных штампов, характерных для «казённых» театров. Привлекались видные художники А. И. Маторин, И. Я. Билибин, P. P. Федоровский, П. П. Кончаловский и др. Репертуар О. т. З. был многообразен, значит. место занимали произв. русский композиторов: «Иван Сусанин», «Русалка», «Демон», «Князь Игорь», большинство опер П. И. Чайковского, «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» (первая пост.), «Хованщина», «Борис Годунов» (без обычных купюр и со сценой «Под Кромами»). Т-р возобновил долгое время не шедшие оперы: «Мельник - колдун, обманщик и сват» Соколовского, «Аскольдова могила»; «Рогнеда» Серова и др. Здесь впервые были пост. «Капитанская дочка» Кюи, «Клара Милич» Кастальского, «Трильби» Юрасовского и др. Среди поставленных театром многочисл. опер зап.-европ. композиторов [«Аида», «Кармен» (впервые в России), «Богема», «Чио-Чио-сан»; «Манон» Массне, «Луиза» Шарпантье] была такая значит., как «Нюрнбергские мейстерзингеры» (пост. в 1909 впервые в России; шла с большим успехом). В лучших спектаклях О. т. З. воплотились принципы реалистич. оперного искусства. За годы существования театр во многом способствовал развитию рус. оперно-исполнит. культуры, здесь выдвинулись крупные артистич. силы. В разные годы работали: певцы - Е. Я. Цветкова, В. Н. Петрова-Званцева, Н. С. Ермоленко-Южина, М. В. Бочаров, В. Р. Пикок, В. П. Дамаев, Н. И. Сперанский, М. М. Донец, Ю. С. Кипоренко-Даманский; дирижёры - Э. А. Купер, А. М. Пазовский, Е. Е. Плотников; режиссёр P. P. Комиссаржевский. Т-р нередко приглашал гастролёров, здесь пели Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, М. Баттистини, Титта Руффо, Л. Кавальери, Дж. Ансельми и др. Для работы с молодыми артистами и композиторами Зимин организовал в театре студию (к-рая в 1916-17 давала спектакли в отд. помещении), а также музей, отражавший жизнь театра. |