ОРГАНУМ (позднелат. Organum, от греч. organon - инструмент, орудие) - общее наименование неск. наиболее ранних видов европ. многоголосия (кон. 9 - сер. 13 вв.). Первоначально О. назывался только сопровождающий голос, позднее термин стал обозначением типа многоголосия. В широком смысле к О. относят всё раннее ср.-век. многоголосие; в узком - начальные, строгие его формы (параллельное движение квартами и квинтами, также с добавлением их октавных расширений), в отличие от развившихся в рамках О. и получивших собств. названия типов и жанров многогол. письма. О. охватывает неск. школ многогол. письма, притом не всегда связанных друг с другом генетически. Осн. виды О. (а также гл. этапы его историч. развития): параллельный (9-10 вв.); свободный (11 - сер. 12 вв.); мелизматический (12 в.); метризованный (кон. 12 - 1-я пол. 13 вв.). Исторически О., по-видимому, предшествовала т. н. парафония в позднеримской музыке (по сведениям, исходящим от «Ordo romanum», 7-8 вв.; часть певцов папской «Схола канторум» наз. парафонистами; предполагается, что они пели в параллельных квартах и квинтах). Термин «organicum melos», близкий по смыслу к «О.», впервые встреяается у Иоанна Скота Эриугена («De divisione naturae», 866). Первые дошедшие до нас образцы О. содержатся в анонимных теоретич. трактатах «Musica enchiriadis» и «Scholia enchiriadis» (9 в.). О. основывается здесь на хоральном напеве, который дублируется совершенными консонансами. Голос, ведущий хоральную мелодию, наз. принципалисом (vox principalis - главный голос), а также (впоследствии) тенором (tenor - держащий); дублирующий голос - органалисом (vox organalis - органальный, или органумный, голос). Ритм точно не указан, голоса моноритмичны (принцип punctus contra punctum или nota contra notam). Помимо параллельного ведения в кварту или квинту, встречаются октавные удвоения голосов (aequisonae - равнозвучные): Образцы параллельного органума из трактатов «Musica enchiriadis» (вверху) и «Scholia enchiriadis» (внизу). Более поздняя англ. разновидность О.- гимель (cantus gemellus; gemellus - сдвоенный, близнец) допускает движение терциями (известный образец гимеля - гимн св. Магнусу Nobilis, humilis). В эпоху Гвидо д'Ареццо развился др. вид О.- свободный О., или диафония (первоначально слово «диафония» было науч.-теоретическим, а «О.» - обиходно-практич. обозначением одного и того же явления; в нач. 12 в. термины «диафония» и «О.» стали определениями разл. техник композиции). Он также моноритмичен, но голоса в нём линеарно свободны; широко используются косвенное движение, противодвижение, а также перекрещивание голосов. Изложение принципов и образцы свободного О. - у Гвидо д'Ареццо в «Микрологе» (ок. 1025-26), в миланском трактате «Ad Organum faciendum» (ок. 1150), у Джона Коттона в его труде «De musica» (ок. 1100); др. источники - Уинчестерский Тропарь (1-я пол. 11 в.), рукописи монастырей Сен-Марсьяль (Лимож, ок. 1150) и Сантьяго де Компостела (ок. 1140). Свободный О. (как и параллельный) обычно двухголосен. Образец органума из трактата «Ad Organum faciendum». О. параллельный и О. свободный по общему типу письма должны быть отнесены скорее к гомофонии (как подобие аккордового склада или как его крайние голоса), чем к полифонии в обычном смысле. В О. зародился новый муз. склад - базирующееся на гармонии вертикальных созвучий многоголосие. В этом большое историч. значение О., обозначившего резкую грань между принципиально монодич. мышлением в муз. культуре всего Др. мира (включая и Др. Восток), монодическими же ранними формами христ. пения (1-е тысячелетие н. э.), с одной стороны, и основанной на этой новой (по типу - многоголосной) гармонии новозападной культурой - с другой. Поэтому рубеж 9-10 вв.- один из самых значительных в муз. истории. В последующие эпохи (вплоть до 20 в.) музыка существенно обновлялась, но оставалась многоголосной. Ещё в рамках свободного О. изредка встречалось противопоставление одному звуку принципалиса нескольких в органалисе. Этот способ письма стал основным в мелизматич. О. На протянутый звук тенора (punctus organicus, punctus organalis) приходилось от неск. звуков до довольно длинной мелодии: Органум из рукописей монастыря Сен-Марсьяль. Мелизматич. О. (diaphonie basilica) имеет уже ярко выраженный полифонич. характер. Образцы мелизматич. О.- в кодексах Сантьяго-де-Компостела, Сен-Марсьяль и особенно парижской школы Нотр-Дам (в «Magnus liber organi» Леонина, которого называли optimus organista - лучший органист, в смысле «лучший органумист»). В кон. 12 в., помимо традиц. двухголосного (dupla) О., появляются первые образцы трёхголосного (tripla) и даже четырёхголосного (quadrupla). При неск. органалисах голоса имеют названия: дуплум (duplum - второй), триплум (triplum - третий) и квадруплум (quadruplum - четвёртый). Литургич. тенор по-прежнему сохраняет значение гл. голоса. Благодаря мелизматич. украшению каждого выдержанного тона тенора общие масштабы композиции увеличиваются до десятикратной длины. Распространение модальной ритмики и строгая метризация О. (с кон. 12 в.) свидетельствуют о влиянии факторов, далёких от его первоначальной литургич. основы, и связывают О. со светским и нар. искусством. Это - закат искусства О. В органуме Леонина мелизматич. части композиции чередуются с метризованными. По-видимому, метризация определялась и увеличением числа голосов: организация более чем двух голосов делала неизбежной более точную их ритмич. координацию. Вершина О.- двух-, трёх- и даже четырёхголосные соч. Перотина (школа Нотр-Дам), названного optimus dis-cantor (лучший дискантист): Перотин. Градуал «Sederunt principes» (ок. 1199); органум квадруплум. В рамках О. появились модальная ритмика и имитация (Сен-Марсьяль, Нотр-Дам), обмен голосов (Нотр-Дам). В 12-13 вв. О. вливается в искусство мотета, ранние образцы которого очень близки метризованному О. На всём протяжении своей истории О.- пение сольное и ансамблевое, а не хоровое, которое по-прежнему оставалось одноголосным (по Г. Хусману). Двух- и многоголосие О. было украшением церк. пения, такие песнопения первоначально исполнялись только в торжеств/ случаях (напр., рождественские службы). По некоторым сведениям, ранний О. исполнялся с участием инструментов. |