ОРИК (Auric) Жорж (р. 15 II 1899, Лодев, Лангедок) - французский композитор. Чл. Ин-та Франции (1962). Занимался в консерватории г. Монпелье (фп.), затем в Парижской консерватории (класс контрапункта и фуги у Ж. Коссада), одноврем. в 1914-16 - в «Схола канторум» у В. д'Энди (класс композиции). Уже в 10 лет начал сочинять, в 15 лет дебютировал как композитор (в 1914 в концертах Нац. муз. общества исполнялись его романсы). В 1920-е гг. входил в «Шестёрку». Как и др. члены этого объединения, О. живо реагировал на новые веяния века. Напр., влияния джаза ощущаются в его фокстроте «Прощай, Нью-Йорк» («Adieu, New York», 1920). Молодой композитор (ему Ж. Кокто посв. брошюру-памфлет «Петух и Арлекин», 1918) увлекался театром, мюзик-холлом. В 20-е гг. он написал музыку ко многим драм. спектаклям: «Докучные» Мольера (позже переработал в балет), «Свадьба Фигаро» Бомарше, «Мальбрук в поход собрался» Ашара, «Птицы» Зиммера и Менье по Аристофану; «Молчаливая женщина» Ашара и Бен-Джонсона и др. В эти годы начал сотрудничать с С. П. Дягилевым и его труппой «Русский балет», к-рая пост. балет О. «Докучные» (1924), а также специально для неё написанные балеты «Матросы» (1925), «Пастораль» (1926), «Воображаемые» (1934). С появлением звукового кино. О., увлёкшись этим массовым искусством, пишет музыку к фильмам, в т. ч. «Кровь поэта» (1930), «Свободу нам» (1932), «Цезарь и Клеопатра» (1946), «Красавица и чудовище» (1946), «Орфей» (1950). Входил в правление Нар. муз. федерации (с 1935), участвовал в антифашистском движении. Создал ряд массовых песен, в т. ч. «Споёмте, девушки» (сл. Л. Муссинака), к-рая была своего рода гимном франц. молодёжи в годы перед 2-й мировой войной. С кон. 50-х гг. О. пишет сравнительно мало. С 1954 президент Об-ва по охране авторских прав композиторов и муз. издателей, в 1957-60 президент «Концертов Ламурё», в 1962-68 генеральный директор Нац. оперных театров («Гранд-Опера» и «Опера комик»). Художник-гуманист, О.- один из ведущих совр. франц. композиторов. Его отличают богатый мелодич. дар, склонность к острой шутке, иронии. Для музыки О. характерны ясность мелодич. рисунка, подчёркнутая простота гармонич. языка. Гуманистич. пафосом проникнуты такие его произв., как «Четыре песни страдающей Франции» (на сл. Л. Арагона, Ж. Сюпервьеля, П. Элюара, 1947), цикл из 6 поэм на сл. Элюара (1948). Среди камерно-инстр. соч. выделяется драм. фп. соната F-dur (1931). Одно из наиболее значительных его произведений - балет «Федра» (по сценарию Кокто, 1950), который французские критики называли «хореографической трагедией». Соч.: балеты - Докучные (Les facheux, 1924, Монте-Карло); Матросы (Les matelots, 1925, Париж), Пастораль (1926, там же), Чары Альчины (Les enchantements d'Alcine 1929, там же), Соперничество (La concurrence, 1932, Монте-Карло), Воображаемые (Les imaginaires, 1934, там же), Художник и его модель (Le peintre et son modele, 1949, Париж), Федра (1950, Флоренция), Светлый путь (Le chemin de lumiere, 1952), Комната (La chambre, 1955, Париж), Бал воров (Le bal des voleurs, 1960, Нерви); для орк. - увертюра (1938), сюита из балета «Федра» (1950), симф. сюита (1960) и др.; сюита для гитары и орк.; камерно-инстр. ансамбли; для фп. - прелюдии, соната F-dur (1931), экспромты, 3 пасторали, Партита (для 2 фп., 1955); романсы, песни, музыка для драм. театра и кино. Лит. соч.: Autobiography, в кн.: Вruor J., L'йcran des musiciens, P., [1930]; Notice sur la vie et les travaux de J. Ibert, P., 1963 (рус. пер. фрагмента из работы - Искать свой стиль, свой язык…, «СМ», 1971, No 5). |