ОРКЕСТРИОН (нем. Orchestrion), оркестрофон, оркестрина. 1) Самоиграющий механич. муз. инструмент, конструкторы которого стремились воспроизвести звучание симф. оркестра. Приводился в действие пружинным механизмом или пневматич, устройством, позже силой электромотора. Как и в ряде др. механич. муз. инструментов, пьеса фиксировалась в виде соответств. образом расположенных выступов на вращающемся валу. О. изобретён в 18 в. Один из первых образцов - оркестрион Т. А. Кунца (Прага, 1796-98). В 1806 в Вене И. Н. Мельцель создал О. под назв. «Пангармоникон», удачно имитировавший звучание не только духовых, но и струн. орк. инструментов. Для этого оркестриона Л. Бетховен написал пьесу «Победа Веллингтона, или Битва при Виттории» (впервые исп. в 1813, позднее исп. в орк. редакции). Высокой оценки Бетховена, А. Сальери, И. Н. Гуммеля заслужил оркестрион Леонгардта Мельцеля (мл. брата И. Н. Мельцеля) - «Орфеусгармоникон» (1814). О. братьев X. Г. и И. Бауэров (Вена, 1828; выставлялся в Лейпциге в 1829) обладал флейтовыми, валторновыми, трубными регистрами, а также ударными (барабанами и тарелками); играл соч. Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Э. Н. Мегюля. Известность приобрёл О. (1851) дрезденского мастера Ф. Т. Кауфмана, поражавший мощью и полнотой звучания, исполнявший большие симф. произв. К О. относятся также разнообразные самоиграющие механич. органы, известные в Германии под назв.: Spieluhr, Mechanische Orgel, ein mechanisches Musikwerk, ein Orgelwerk in eine Uhr, eine Walze in eine kleine Orgel, Flötenuhr, Laufwerk и др. Специально для этих инструментов писали Гайдн, Моцарт, Бетховен. В России они назывались «часы-органы», их действие было связано с часовым механизмом. В петерб. дворце Г. А. Потёмкина (1791) имелись большие «самоигральные» часы. Распространение получили стенные часы «с флейтами, курантами и гуслями», механич. «вокальные часы» вроде тех, что играли «десять разных музыкальных штук, из коих шесть на трех инструментах, первою и второю флейтою, а при том на арфе и басе» (Москва, 1795). Производство О. в России началось на рубеже 18-19 вв. Выдающимся образцом был изготовленный в 1798-1801 «Механич. оркестр» (часы-орган, хранится в ленингр. Эрмитаже) петерб. часового мастера И. Штрассера (Страссера). Этот инструмент исп. некоторые соч. Гайдна и Моцарта. Ещё более обширным репертуаром (увертюры Вебера, Россини) обладал «Механический оркестр» мастера К. Краузе (Петербург, 1845). Небольшие механич. органы-оркестры встречались во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. в трактирах и частных домах (детские муз. впечатления П. И. Чайковского были связаны с перевезённым отцом композитора из Петербурга в Воткинск механич. органом - «оркестриной», исп. арии из опер Моцарта, Россини, Беллини, Доницетти). После изобретения грамзаписи необходимость в механич. самоиграющих инструментах - О. и его разновидностях отпала. 2) Небольшой переносный орган, сконструированный аббатом Г. Й. Фоглером в Голландии (1780) с целью приблизить звучание этого инструмента к красочной палитре и динамич. разнообразию оркестра. Орган Фоглера имел 4 мануала, педаль, много регистров, швеллер для crescendo и diminuendo. После концертов в Германии, Франции, Испании, Швеции Фоглер со своим инструментом выступал и в России (1788). Под влиянием петерб. орг. мастера Ф. Кирпшика Фоглер ввёл важные усовершенствования в конструкцию своего О. (1790, Роттердам), придав звучанию инструмента, явившегося прообразом нового типа «романтич.» органа, ярко выраженную оркестральность. В России известный арабист и литератор О. И. Сенковский построил (1849) с помощью орг. мастеров кабинетный орган - О. («клавиоркестр»), снабжённый 13 регистрами, в т. ч. имитирующими тембры кларнетов, флейт, гобоев, тромбонов, труб, валторн, фаготов и арфы. При игре на 2 мануалах можно было передать эффект pizzicato струнных, звучность скрипки, виолончели. |