ОРТИС (Ortiz) Диего (ок. 1510, Толедо - г. смерти неизв.) - испанский композитор, муз. теоретик и исполнитель на басовой виоле да гамба (т.н. виолон). С 1550-х гг. жил в Италии. В 1555-70 руководил капеллой при дворе герцога Альбы в Неаполе (состояла гл. обр. из исп. музыкантов). В историю музыки вошёл как один из первых теоретиков и практиков инстр. варьирования (т.н. диференсиас), принцип которого изложен в его осн. труде - «Трактате о глосах…» (изд. в Риме; позднее неоднократно переиздавался в Германии); здесь он всесторонне разработал систему импровизац. варьирования. Трактат состоит из 2 книг; в 1-й излагаются правила исп. каденций и украшений, каждое из которых иллюстрируется небольшим фрагментом муз. произв. или отд. нотным примером; 2-я кн. включает соч. самого О. (17 ричеркаров для виолона и клавесина) и др. композиторов 16 в. Поставив задачу выработать правила импровизац. варьирования при ансамблевой игре на виолоне и клавесине, О. рассматривает 3 вида исполнения: оба музыканта импровизируют на данной основе; мелодия варьируется на виоле, клавесин аккомпанирует по аккордовой основе; произв. исполняется на клавесине, на виолоне играется варьированно один выбранный музыкантом голос. Приведённые в трактате соч. О. демонстрируют развитую систему композиции. Сложнейшая по ритмике партия виолона во всех образцах даётся в 1-голосном изложении. Партия сопровождения отличается простотой фактуры. Несмотря на 400-летнюю давность музыки О., она не кажется устаревшей; его ричеркары входят в репертуар совр. гамбистов. Среди др. соч. - сборники вок. произв. для 4-7 голосов («Musices liber I. Hymnos, magnificat, salve, motecta, psalmos, aliaque diversa cantica complectens», Venise, Gardano, 1565; переизд. в 16 в. в Берлине, Риме, Вене и др. городах Зап. Европы). Изд. 4 ричеркара из трактата О. (импровизации на шансон П. Сандрина; изд. Э. Т. Ферандом в его кн.: «Die Improvisation», 1956); 10 произв. опубликованы К. Проске и И. Г. Весселяком («Musika Divina», 1859-1863, Bd 1, No 3-4); мотет «De Profunctis» издан Э. Эславой («Lira sacrohispana», 1869). Лит. соч.: Tratado de glosas sobre clausulas y otros generos de puntos en la musica de violones nuevamente puestos en luz, Roma, 1553 (на итал. яз. - Il primo libro de Diego Ortiz, Tolletano… Roma, 1553, факсимиле и пер. на нем. изд. М. Шнайдера, В., 1913, Кassel, 1936). ОРТИС, Ортис Фернандес (Ortiz Fernandez) Фернандо (16 VI 1881, Гавана - 10 VI 1969, там же) - кубинский фольклорист и этнограф. По национальности испанец. Учился в университетах Мадрида, Барселоны и Гаваны. В 1-е десятилетие 20 в. находился на диплома-тич. службе. В 1906 начал лит. деятельность. В 1909-1916 профессор (этнограф) Гаванского университета. Принимал активное участие в общественно-политич. жизни страны (в течение 10 лет был депутатом Нац. конгресса). Основатель Об-ва кубинского фольклора (1923), Об-ва афро-кубинских исследователей (1937), журн. «Archivos del folklore cubano» (в 1924, в 1930 запрещён) и «Estudios afrocubanos» (в 1937-46 редактор) и др. В последние годы жизни член Нац. комитета АН Кубы. О. - один из крупнейших лат.-амер. специалистов в области муз. фольклористики. На конкретном материале он показывает, что афро-кубинская музыка занимает ведущее место в нар. муз. культуре страны и представляет собой сложное образование, сформировавшееся из разл. муз. источников, и прежде всего - испанского и африканского. Труды О. носят энциклопедич. характер, отличаются оригинальностью теоретич. концепции. Соч.: La africania de la musica folklorica de Cuba, La Habana, 1950, 1965; Los bailes y el teatro de los negros en el folklore de Cuba, La Habana, 1951; Los instrumentes de la musica afro-cubana, v. 1-5, La Habana, 1952-55. M. С. Колесов. |