ОСЕТИНСКАЯ МУЗЫКА. Нар. музыка осетин развивалась как искусство устной традиции, представленное песнями, эпич. сказаниями, а также инстр. наигрышами. Древнейшие виды муз. фольклора сложились в пору общинно-родового строя, мн. из них сохранились до наших дней (в т.ч. песни о мифологич. божествах, отображающие языческие верования). Песня о Таймуразе Кадзыреве. Запись от Гуриева из г. Орджоникидзе. Осет. песни разнообразны по содержанию и жанрам, по манере исполнения и средствам выразительности: трудовые и обрядовые (охотничьи, врачевальные, похоронные причитания, «цоппай» - песни с пляской вокруг поражённого молнией и др.), бытовые (свадебные, колыбельные, застольные, шуточные, плясовые, детские и др.). Особо популярны песни о героях, погибших в неравной борьбе, и нартовские сказания (из нац. эпоса «Нарты»). Для большинства песен (за исключением детских, колыбельных, лирич. и эпич. сказаний) характерна сольно-хоровая традиция исполнения, при которой солист или солисты поочерёдно поют осн. мелодию, тогда как остальные участники (независимо от их количества) ведут менее самостоят. мелодию на гласных звуках. Возгласы, вставные фразы переходят из песни в песню. Партия солиста - эмоционально насыщенный, патетически взволнованный, мелодически развитый речитатив широкого звукового диапазона, отличающийся свободной метроритмич. организацией, варьируемой от строфы к строфе. Нартовские сказания и песни балладного типа (их общее название - кадаг) исполняются сказителем соло под собств. аккомпанемент на струнно-щипковом инструменте дыуадастаноне или смычковом киссын-фандыре. Осет. нар. музыка диатонична в основе, однако ладовая организация мн. песен сложна в силу того, что на протяжении песенной строфы происходит неоднократная смена ладовых устоев. Среди нац. инструментов: струнно-щипковые - дыуадастанон (12-струнная арфа) и дала-фандыр; струнно-смычковый киссын- фан-дыр; духовые - уадындз (свирель), лалымуа-дындз (волынка), фи-диуаг (духовой инструмент из бычьего рога), единств. традиц. Удар. инструмент - карцганаг (трещотка), ныне используется и бубен. В сер. 19 в. широкую популярность в Осетии приобрела диатоническая клавишная гармоника - ирон кандзал-фандыр. Народные инструменты распространены как в традиционных формах, так и в реконструированных. Все они используются в сольной, ансамблевой и оркестровой исполнительской практике. Инструментальная музыка представлена преим. танц. наигрышами: массовый танец - симд; парные - хонга-кафт (кабардинка) и тымбыл-кафт (лезгинка); сольный танец - рог-кафт. Каждый танц. наигрыш носит название танца, который он сопровождает, иногда с добавлением названия местности, где он был создан. Инстр. наигрыши отличаются стабильностью метрики (2/4, реже 6/8), частым использованием синкоп и триолей, чёткостью композиц. структуры. Ритмич. вариантность повторов, секвенционность - осн. принципы мелодич. развития осет. нар. музыки. Муз. жизнь дореволюц. Осетии была связана с самодеят. искусством, представители которого постоянно выступали на нар. празднествах. Популярностью пользовались нар. сказители, певцы и инструменталисты. Среди них - Бибо Дзугутов, Иналдыко Каллагов, Дабег Гатуев, Заурбек Туаев, Хасако Дзампаев, Гаха Сланов, Батчери Каргиев, Кайсын Мерденов. Известные совр. нар. сказители - Арсамаг Цопанов, Знаур Бидеев, Дрис Таутиев; певцы - Г. Плиев, Е. Дзедзаев, Д. Касабиев, Э. Кокоев; гармонисты - С. Ревазова, Б. Газданов и др. Собирание и запись муз. фольклора были начаты в кон. 19 в. (С. И. Танеев, M. M. Ипполитов-Иванов, Д. И. Аракишвили), затем продолжены в кон. 20-х и особенно в 30-х гг. 20 в. П. Б. Мамуловым, В. И. Долидзе, Б. А. Галаевым, Т. Я. Кокойти, Е. А. Колесниковым. В 1948 опубликован сб. «Осетинский музыкальный фольклор», в 1964 - «Осетинские народные песни», собранные Б. А. Галаевым. После Великой Oкт. социалистич. революции зарождается проф. муз. культура. В первые годы Сов. власти (1924-26) во Владикавказе (ныне г. Орджоникидзе) работала Горская нар. консерватория. С 1932 при Северо-Осетинском радиокомитете был создан оркестр нар. инструментов. В 1920-е гг. появляются хор. обработки нар. героич. песен, сделанные П. Б. Мамуловым, оркестровые миниатюры В. И. Долидзе («Осетинская лезгинка», «Танец приглашения» - «Хонга-кафт» и др.). В 1931 Долидзе начал работать над оперой «Замира» (не оконч.) на основе нар. легенд «Чермен» и «Замира». В 1930-е гг. композиторы работали преим. в области мелких вок. форм иинстр. пьес. 2-я пол. 30-х гг. была ознаменована значит. событиями в культурной жизни республики. В 1935 был открыт первый нац. драм. театр. В 1938 из числа лучших участников художеств. самодеятельности создаётся коллектив Сев.-Осет. ансамбля песни и танца, в 1939 - Сев.-Осет. отделение Союза советский композиторов. Бурный рост нац. муз. культуры начался после окончания Великой Отечеств. войны 1941-45 и особенно в 50-60-е гг. Открылись муз. школы (св. 10), муз. уч-ще, муз.-пед. уч-ще. В 1944 создан Сев.-Осет. гос. симф. оркестр; в разные годы им руководили дирижёры В. Б. Дударова, В. В. Горшков, И. А. Аркин, П. А. Ядых. Важными событиями стали преобразование драм. театра в муз.-драм. (1958) и открытие в 1972 Муз. театра. Выросла творч. активность осет. композиторов. Появилось множество произведений различных жанров, в т.ч. крупной формы. Впервые в истории осет. музыки созданы муз. комедии и оперы. В творчестве Д. С. Хаханова ведущее место занимают инстр. (скр. концерт, концерт для нац. гармоники с симф. оркестром, 2 симфонии), а также балетная музыка (по мотивам нац. легенд - балеты «Ацамаз и Агунда», «Хетаг»), музыка к спектаклям. Т. Я. Кокойти - автор первой осет. симфонии, фп. фантазии «Азау» и др., А. Я. Кокойти - автор симф. танцев (в т.ч. «Симды фаз»), рапсодии для скрипки с оркестром, камерных произв. и хоров. В творчестве X. С. Плиева главное место заняли массовые и эстр. песни и особенно муз. комедия; он автор оперетт «Весенняя песня», «Три друга», «Жених сбежал», оперы «Коста». Разносторонне творчество И. Г. Габараева - симф. поэма к 250-летию Ленинграда, симф. сюита «В горах Осетии», 3 рапсодии для оркестра, 2 симфонии, вок. циклы песен на стихи поэтов Азии и Африки, на стихи Р. Гамзатова, на стихи узников концлагеря Заксенхаузена и др. И. Г. Габараев - автор опер «Азау» (по мотивам новеллы С. Гадиева) и «Оллана» (по рассказу «Святой Ила с горы Тбау» В. Икскуля), вок.-симф. поэмы «Человеку» (на стихи Ш. Муасса). Успешно работают композиторы младшего поколения - Р. К. Цорионти, Т. Хосроев, Е. Кулаев, Ф. Алборов и др. Значит. вклад в осет. проф. музыку внесли русский композиторы Н. А. Карницкая, Е. А. Колесников, A. A. Поляниченко. В разные годы осет. муз. фольклор использовали рус. композиторы Н. Я. Мясковский (23-я симфония), В. К. Сорокин (оперетта «Непослушная дочь»), Б. М. Терентьев (оперетта «Камень счастья»), А. Н. Соколов-Камин (кантата на сл. К. Л. Хетагурова «Поёт народ», орк. сюита «В горах Осетии»), К. Я. Доминчен (муз. пьесы для оркестра нар. инструментов Сев.-Осет. радиовещания). Среди осет. музыковедов - З. X. Туаева, К. Г. Цхурбаева, П. Ф. Панасян; хоровых дирижёров - З. А. Дзуццати, А. Т. Ачеев; певцов - засл. арт. РСФСР Т. А. Тогоева, Е. Кулаев, М. Католиева, нар. арт. Сев.-Осет. АССР Ф. С. Суанов, Д. Н. Белаонова, А. В. Хасиева, засл. арт. Сев.-Осет. АССР Ю. А. Бацазов, Н. В. Кокаева, В. К. Дзуцев, З. М. Калманова. Большое значение для развития нац. муз. культуры имели Недели (1954, 1958) и Декада (1960) осетинской литературы и искусства в Москве. В Сев. Осетии работают (1978): Муз. театр, Филармония (с 1945), симф. оркестр, ансамбль песни «Алан» (с 1966), Хоровое общество (с 1959), уч-ще искусств, муз.-пед. уч-ще (Орджоникидзе), 11 детских муз. школ. |