ОСНОВНОЙ ТОН - главенствующий звук в рамках данной группы звуков, один из видов центр. элемента соответствующей звуковой системы. Различают О. т. интервала, аккорда, тональности (тоника мелодич. лада), целой пьесы, а также О. т. натурального звукоряда. О. т. представляет опору, устой, исходный пункт. О. т. интервала - его главный звук, подчиняющий себе другой тон. По П. Хиндемиту (1937), взаиморасположение разностных комбинационных тонов указывает на следующие О. т. в интервалах: О. т. аккорда - его главный звук, по которому определяется его сущность и значение в ладотональности. По Ж. Ф. Рамо (1722), О. т. терцового аккорда есть его «гармонический центр» (centre harmonique), объединяющий связи между звуками аккорда. В отличие от реально звучащего basse-continue, Рамо выстраивает ещё один - basse-fondamentale, представляющий собой последование О. т. аккордов: Фундаментальный бас явился первым науч. обоснованием гармонич. тональности. В определении О. т. аккорда типа f-а-с-d в C-dur Рамо выдвинул теорию «двойного применения» (double emploi): если аккорд переходит далее в g-g-h-d, его О. т. - звук d, если в с-g-с-е, то f. Ступенная теория гармонии (Г. Й. Фоглер, 1800; Г. Вебер, 1817; П. И. Чайковский, 1872; Н. А. Римский-Корсаков, 1884-85; Г. Шенкер, 1906, и др.) абсолютизирует терцовый принцип построения аккордов и принимает за О. т. нижний звук аккорда, сведённого к осн. виду - ряду терций; на каждом звуке гаммы как осн. тоне строятся трезвучия и септаккорды (а также нонаккорды). В функциональной теории X. Римана проводится различие между О. т. и примой аккорда (в мажорном аккорде то и другое совпадает, в минорном нет; напр., в а-с-е О. т. - звук а, но прима - е). П. Хиндемит выдвинул новую теорию О. т., который определяется по гармонически наиболее сильному и наиболее определённому для восприятия интервалу (напр., если в аккорде есть квинта, её О. т. становится О. т. всего аккорда; если квинты нет, но есть кварта, функцию общего О. т. выполняет её О. т. и т.д.). Теория О. т. Хиндемита позволяет анализировать и созвучия совр. музыки, недоступные для прежней теории и поэтому даже не считавшиеся аккордами: Применяемые в 20 в. методы определения О. т. существенно отличаются друг от друга. Напр., в аккорде des-f-as-h (в C-dur, см. пример): согласно наиболее распространённой в школьной гармонии ступенной системе О. т. - звук h; по методу Хиндемита - des (наиболее очевидно для слуха); по функциональной теории Римана - g (хотя и отсутствует в аккорде, оно представляет собой осн. звук доминантовой функции. О. т. тональности (лада) - главный звук, I ступень ладового звукоряда. В натуральном звукоряде - нижний тон, в отличие от находящихся выше его призвуков (собственно обертонов). |