ОССОВСКИЙ Александр Вячеславович [19(31) III 1871, Кишинёв - 31 VII 1957, Ленинград]- советский музыковед. Чл.-корреспондент АН СССР (1943). Засл. деят. искусств РСФСР (1938). Чл. КПСС с 1945. Окончил в 1893 юридич. факультет Моск. университета. Учился игре на скрипке у В. В. Безекирского; в университетском оркестре был концертмейстером и солистом. В 1894-1917 служил в Петербурге в Министерстве юстиции. В 1896- 1898 учился в Петерб. консерватории; в 1900-02 брал уроки композиции у Н. А. Римского-Корсакова. В 1894 дебютировал как муз. критик в «Русской музыкальной газете» и журн. «Артист»; с 1902 выступал в «Известиях Петербургского общества музыкальных собраний», в 1904-09 заведовал муз. отделом газ. «Слово», печатался также в журн. «Музыка», «Аполлон» и др. периодич. изданиях (часто под псевдонимами: А. В. Ос-ский, А. В. О., А. О.). В 1910-1914 вёл муз. отдел в «Русской энциклопедии» и в «Кратком русском энциклопедическом словаре», был одним из организаторов, а в 1915-17 и чл. ред. коллегии журн. «Музыкальный современник». С 1895 рук. публич. концертов Об-ва муз. собраний, в 1905-17 чл. дирекции «Концертов А. И. Зилоти» (к программам которых писал аннотации); выступал как лектор в Бесплатных нар. концертах (в зале Петерб. гор. думы и на Путилов-ском заводе). Был зам. пред. Попечит. совета для поощрения русский композиторов и музыкантов, учреждённого М. П. Беляевым (1907-14), чл. Совета Росс. муз. издательства (1910-18), чл. правления Фонда помощи рус. музыкантам (1914-17), пред. театр.-муз. сектора общества «Свобода и культура» (1917-18), возглавлявшегося М. Горьким. В 1915-18 и 1921-52 профессор истории музыки Ленингр. консерватории (в 1922-29 проректор, в 1935-45 зав. кафедрой всеобщей, с 1945 - рус. истории музыки). В 1921-23 профессор Ленингр. университета. С 1937 зам. директора по науч. части, в 1943-52 директор Ленингр. н.-и. института театра и музыки. В 1921-1923 пом. директора, в 1923-25 директор, в 1933-36 художественный руководитель Ленингр. филармонии. Проводил консультации в разл. учреждениях, выступал с публич. лекциями, работал в Гос. Эрмитаже (1931-1933). О. - один из виднейших представителей старшего поколения сов. музыковедов, деятельность которого сыграла роль посредствующего звена между рус. дореволюц. и сов. музыковедением. Будучи крупным методистом-педагогом, О. воспитал ряд поколений сов. музыковедов. Он принадлежал к наиболее передовой части рус. муз. критиков. Во время Революции 1905-07 выступил в защиту Н. А. Римского-Корсакова, уволенного из консерватории, и отстаивал право консерватории на автономию от РМО. Многочисл. рецензии О. в дореволюц. периодике запечатлели исполнительский облик Ф. И. Шаляпина, П. Касальса, А. Никиша, С. А. Кусевицкого и др. В них поставлены вопросы о месте муз. искусства в обществе, перспективах развития музыки в 20 в., распространении рус. классики и др. Одним из первых в России О. писал о творчестве И. С. Баха, А. Вивальди, А. Корелли, Ж. Ф. Рамо, а также совр. зап.-европ. композиторов (А. Брукнера, Г. Малера, М. Регера, А. Шёнберга). Крупным учёным-исследователем проявил себя в области изучения рус. муз. культуры 18 в., творчества М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова. Работы О. отличают исключит. эрудиция, основательность суждений, дар лит. изложения. Большой вклад О. внёс в дело реорганизации Петрогр. консерватории и в работу Ленинградской филармонии и Ин-та театра, музыки и кинематографии. Непререкаемый авторитет О., его активная деятельность во мн. областях муз. жизни способствовали поднятию уровня муз. культуры Ленинграда. Автор муз. произв., в т.ч. романсов. Соч.: О старинной музыке, СПБ, 1906; И. С. Бах, СПБ, 1907; А. К. Глазунов, СПБ, 1907; М. П. Беляев и основанное им музыкальное дело, СПБ, 1910; Н. А. Римский-Корсаков и русская культура, в сб.: Советская музыка, кн. 3, М., 1945; Б. В. Асафьев, там же, кн. 4, М., 1945; Мировое значение русской классической музыки, Л., 1948; Драматургия оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин», в сб.: М. И. Глинка. Исследования и материалы, Л. - М., 1950; Избр. статьи, воспоминания, Л., 1961 (лит.); Воспоминания. Исследования, Л., 1968; Музыкально-критические статьи, Л., 1971. |