ПАГАНИНИ (Paganini) Никколу (27 X 1782, Генуя - 27 V 1840, Ницца) - итал. скрипач и композитор. Род. в семье мелкого торговца, любителя музыки. В раннем детстве учился у отца игре на мандолине, затем на скрипке. Нек-рое время занимался у Дж. Косты - первого скрипача собора Сан-Лоренцо. В возрасте 11 лет выступил с самостоят. концертом в Генуе (среди исп. произв. - собств. вариации на франц. революц. песню «Карманьола»). В 1797-98 концертировал по Сев. Италии. В 1801-04 жил в Тоскане, в 1804-05 - в Генуе. В эти годы им были написаны «24 каприччи» для скрипки соло, сонаты для скрипки с аккомпанементом гитары, струн. квартеты (с гитарой). После службы при дворе в Лукке (1805-08) П. всецело посвятил себя конц. деятельности. Во время концертов в Милане (1815) состоялось состязание между П. и франц. скрипачом Ш. Лафоном, признавшим себя побеждённым. Оно явилось выражением борьбы, происходившей между старой классич. школой и романтич. направлением (впоследствии подобное состязание в области пианистич. искусства состоялось в Париже между Ф. Листом и З. Тальбергом). Выступления П. (с 1828) в Австрии, Чехии, Германии, Франции, Англии и др. странах вызвали восторженную оценку передовых деятелей искусства (Листа, Р. Шумана, Г. Гейне и др.) и утвердили за ним славу непревзойдённого виртуоза. Личность П. была окружена фантастич. легендами, чему способствовали своеобразие его «демонического» облика и романтич. эпизоды биографии. Католич. Духовенство преследовало П. за антиклерикальные высказывания, сочувствие движению карбонариев. После смерти П. папская курия не дала разрешения на его погребение в Италии. Лишь много лет спустя прах П. был перевезён в Парму. Образ П. запечатлён Г. Гейне в повести «Флорентийские ночи» (1836). Передовое новаторское творчество П. - одно из ярких проявлений муз. романтизма, получившего распространение в итал. искусстве (в т.ч. в патриотич. операх Дж. Россини и В. Беллини) под влиянием нац.-освободит. движения 10-30-х гг. 19 в. Иск-ву П. во многом было родственно творчество франц. романтиков: комп. Г. Берлиоза (к-рого П. первый высоко оценил и активно поддерживал), живописца Э. Делакруа, поэта В. Гюго. П. увлекал слушателей пафосом исполнения, яркостью образов, полётом фантазии, драм. контрастами, необычайным виртуозным размахом игры. В его искусстве т.н. свободного фантазирования проявлялись особенности итал. нар. импровизац. стиля. П. первым из скрипачей исполнял конц. программы наизусть. Смело вводя новые приёмы игры, обогащая колористич. возможности инструмента, П. расширил сферу воздействия скр. искусства, заложил основы совр. техники игры на скрипке. Он широко использовал весь диапазон инструмента, применял в игре растяжку пальцев, скачки, разнообразную технику двойных нот, флажолеты, pizzicato, ударные штрихи, игру на одной струне. Нек-рые произв. П. настолько трудны, что после его смерти долгое время считались неисполнимыми (первым их начал играть Я. Кубелик). П. - выдающийся композитор. Его соч. отличаются пластичностью и напевностью мелодий, смелостью модуляций. В его творч. наследии выделяются «24 каприччи» для скрипки соло ор. 1 (в некоторых из них, напр. в 21-м каприччо, применены новые принципы мелодич. развития, предвосхищающие приёмы Листа и Р. Вагнера), 1-й и 2-й концерты для скрипки с оркестром (D-dur, 1811; h-moll, 1826; заключит. часть последнего - знаменитая «Кампанелла»). Большое место в творчестве П. занимали вариации на оперные, балетные и нар. темы, камерно-инстр. произв. и др. Выдающийся виртуоз на гитаре, П. написал также ок. 200 пьес для этого инструмента. В своём композиторском творчестве П. выступает как глубоко нац. художник, опирающийся на нар. традиции итал. муз. искусства. Созданные им произв., отмеченные самостоятельностью стиля, смелостью фактуры, новаторством, послужили отправной точкой для всего последующего развития скр. искусства. Связанный с именами Листа, Ф. Шопена, Шумана и Берлиоза переворот в фп. исполнительстве и искусстве инструментовки, начавшийся в 30-х гг. 19 в., был в значит. мере вызван воздействием искусства П. Оно сказалось также на формировании нового мелодич. языка, характерного для романтич. музыки. Влияние П. косвенно прослеживается и в 20 в. (1-й концерт для скрипки с оркестром Прокофьева; такие скр. произв., как «Мифы» Шимановского, конц. фантазия «Цыганка» Равеля). Нек-рые скр. произв. П. обработаны для фп. Листом, Шуманом, И. Брамсом, С. В. Рахманиновым. С 1954 в Генуе ежегодно проводится междунар. конкурс скрипачей имени П. Соч.: для скр. соло - 24 каприччи ор. 1 (1801-07; изд. Mil., 1820), интродукция и вариации Как сердце замирает (Nel cor piщ non mi sento, на тему из оперы «Прекрасная мельничиха» Паизиелло, 1820 или 1821); для скр. с орк. - 5 концертов (D-dur, op. 6, 1811 или 1817-18; h-moll, op. 7, 1826, изд. P., 1851; E-dur, без op., 1826; d-moll, без op., 1830, изд. Mil., 1954; a-moll, начат в 1830), 8 сонат (1807-28, в т.ч. Наполеон, 1807, на одной струне; Весна, Primavera, 1838 или 1839), Вечное движение (Il moto perpetuo, op. 11, после 1830), Вариации (Ведьма, La streghe, на тему из балета «Свадьба Беневенто» Зюсмайра, ор. 8, 1813; Молитва, Preghiera, на тему из оперы «Моисей» Россини, на одной струне, 1818 или 1819; У очага уж больше не грущу я, Non piъ mesta accanto al fuoco, на тему из оперы «Золушка» Россини, ор. 12, 1819; Сердечный трепет, Di tanti palpiti, на тему из оперы «Танкред» Россини, ор. 13, вероятно, 1819); для альта с орк. - соната для большого альта (вероятно, 1834); для скр. и гитары - 6 сонат, ор. 2 (1801-06), 6 сонат, ор. 3 (1801-06), Cantabile (d-moll, изд. в обр. для скр. и фп., W., 1922); для гитары и скр. - соната (1804, изд. Fr./M., 1955/56), Большая соната (изд. Lpz. - W., 1922); камерно-инстр. Ансамбли - Концертное трио для альта, влч. и гитары (исп. 1833, изд. 1955-56), 3 квартета, ор. 4 (1802-05, изд. Mil., 1820), 3 квартета, ор. 5 (1802-05, изд. Mil., 1820) и 15 квартетов (1818-20; изд. квартет No 7, Fr./M., 1955/56) для скр., альта, гитары и влч., 3 квартета для 2 скр., альта и влч. (1800-е гг., изд. квартет E-dur, Lpz., 1840-е гг.); вок.-инстр., вок. соч. и др. |