ПАИЗИЕЛЛО, Паэзиелло (Paisiello, Paesiello) Джованни Грегорио Котальдо (9 V 1740, Таранто - 5 VI 1816, Неаполь) - итальянский композитор. Начальное муз. образование получил в школе иезуитов в Таранто, в 1754-63 учился в консерватории «Сант-Онофрио а Капуана» в Неаполе (среди его учителей - Ф. Дуранте). В 1764 в Болонье была пост. опера «Болтун», успех которой побудил П. работать гл. обр. в области оперного жанра. С 1766 жил в Неаполе, с которым в основном связана вся дальнейшая деятельность П. В 1776-84 он работал в Петербурге (придворный композитор). П. - третий (после Б. Галуппи и Т. Траэтты) из великих итал. мастеров, возглавлявших муз. жизнь Петерб. двора в 18 в. Он дебютировал здесь оперой «Ниттети» (либр. П. Метастазио, 1777). В России им написано не менее 10 опер и интермедий, в т.ч. «Служанка-госпожа» (на перераб. и расширенное либр. Дж. Федерико, послужившее основой для одноим. интермедии Дж. Б. Перголези; 1781), «Севильский цирюльник» (по комедии П. Бомарше, 1782). Нек-рые из ранее созданных произв. были переработаны П. для рус. сцены. Его оперы шли в придворном, а также в гор. общедоступном театрах. Опера «Лунный мир» (либр. К. Гольдони) исполнялась на открытии Каменного театра в Петербурге (1783). П. писал также инстр. музыку для придв. празднеств (сохранилось 24 дивертисмента для 2 флейт, 2 кларнетов, 2 валторн и фагота, некоторые из них имеют программные подзаголовки - «Диана», «Полдень», «Заход солнца», «Отход ко сну»), клавирные пьесы (известны 2 концерта для клавесина с оркестром) и инстр. ансамбли (изд. в Париже в кон. 18 в.), предназначенные для великой княгини Марии Фёдоровны (жены наследника Павла), к-рая брала у П. уроки. Ей же посв. его уч. пособие «Правила хорошего аккомпанемента на клавесине» («Regole per bene accompagnare il partimento: о sia il basso fondamentale sopra il Cembalo», изд. на итал. яз. в Петербурге, 1782). Для исполнения в петерб. духовных концертах П. написал ораторию «Страсти Христовы» («Passione di Gesu Cristo», 1783). По возвращении на родину П. был назначен придв. капельмейстером и композитором короля неаполитанского. В 1799 стал директором музыки в революционном правительстве Неаполя, но после восстановления власти Бурбонов был отстранён от всех должностей. В 1802-03 находился в Париже в качестве руководителя личной капеллы Наполеона. Здесь была пост. его опера «Прозерпина» (на франц. либр. Ф. Кино, 1803), не имевшая, однако, успеха. После пост. в Неаполе оперы «Пифагорейцы» (1808) П. отошёл от творческой деятельности. П. - крупнейший представитель неаполитанской оперной школы. Им создано ок. 100 опер (сериа и буффа; некоторые существуют в разных редакциях). Его оперы-сериа, не имевшие большого значения, в целом не отходят от свойственных этому жанру традиционных форм. Мн. оперы написаны на многократно использовавшиеся разными композиторами либр. Метастазио («Артаксеркс», 1771; «Александр в Индии», 1773; «Демофонт», 1775; «Ахилл на Скиросе», 1778; «Антигон», 1785; «Дидона», 1794, и др.). Лучшее в них связано с употреблением приёмов и мелодич. оборотов, типичных для оперы-буффа. Наряду с Н. Пиччинни П. был крупнейшим мастером итал. комич. оперы в пору её наивысшего расцвета во 2-й пол. 18 в. Он развил и расширил её формы, обогатил выразит. средства. Оперы-буффа П. отличаются свежестью и разнообразием мелодики, впитавшей элементы неаполитанской нар. песни, ритмич. остротой и изобретательностью, возросшей ролью оркестра как средства обрисовки драматургич. ситуаций. Присущий композитору дар метких и броских характеристик позволял ему создавать выпуклые, запоминающиеся муз.-сценич. образы. Умело используя контрасты, он достигал стремительности действия и ярких комедийных эффектов. Наряду с чисто комедийной тематикой П. обращался к сюжетам и образам экзотического («Китайский идол», 1766), чувствительно-пасторального («Мельничиха», 1789) характера. В опере «Нина, или Безумная от любви» (1789), одной из вершин творчества П., он приближается к типу сентиментальной буржуазной драмы. П. оказал влияние на В. А. Моцарта и во многом явился непосредств. предшественником Дж. Россини. Соч.: оперы - Болтун (Il сiarlone 1764, Болонья), Китайский идол (L'idolo cinese, 1766, пост. 1767, театр «Нуово», Неаполь), Дон Кихот (Don Chisciotte della Mancia, 1769, театр «Фьорентини», Неаполь), Артаксеркс (1771, Модена), Александр в Индии (Alessandro nelle Indie, 1773, там же), Андромеда (1774, Милан), Демофонт (1775, Венеция), Мнимый Сократ (Socrate immaginario, 1775, Неаполь), Ниттети (1777, Петербург), Ахилл на Скиросе (Achille in Sciro, 1778, там же), Алкид на распутье (Alcide al bivio, 1780, там же), Служанка-госпожа (La serva padrona, 1781, Царское село), Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность (Il barbiere di Siviglia ovvero La precauzione inutile, 1782, Петербург), Лунный мир (Il mondo della luna, 1783, Каменный театр, Петербург), Король Теодор в Венеции (Il re Teodoro in Venezia, 1784, Вена), Антигон (Antigono, 1785, Неаполь), Пещера Трофония (La grotta di Trofonio, 1785, там же), Федра (1788, там же), Мельничиха (La molinara, 1789, там же, первонач. ред. - Любовь с препятствиями, или Маленькая мельничиха, L'arnor contrastato о sia La molinara, 1788), Цыгане на ярмарке (I zingari in fiera, 1789, там же), Нина, или Безумная от любви (Nina о sia La pazza per amore, 1789, Казерта), Покинутая Дидона (Di-done abbandonata, 1794, Неаполь), Андромаха (1797, там же), Прозерпина (1803, Париж), Пифагорейцы (I pittagorici, 1808, Неаполь) и др.; оратории, кантаты, мессы, Те Deum; дл я орк. - 12 симфоний (12 sinfonie concertante, 1784) и др.; камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. посв. великой кн. Марии Фёдоровне Raccolte di vari Rondeau e capricci con L?accompagnamento di violino per il p. fte, composte espressamente per S. A. I. La Granduchessa di tutte le Russie, и др. |