ПАЛЕЧЕК (Palecek) Йосеф (Осип Осипович, Иосиф Иосифович) [6 (18) IX 1842, Естржаби-Лота, близ г. Колин, Чехия - 11(24) II 1915, Петроград] - чеш. и русский певец (бас), педагог, режиссёр. По национальности чех. Обучался в Пражской органной школе, брал уроки пения в Праге у проф. Ф. Пиводы, участвовал в хоре чеш. оперной труппы Временного театра. В 1864 дебютировал в Пражской чеш. опере (Зорастро в «Волшебной флейте»), став вскоре одним из ведущих солистов труппы, соратником Б. Сметаны в создании нац. оперы. Среди партий - Кецал («Проданная невеста»), Мефистофель; Кардинал («Дочь кардинала» Галеви), Фигаро («Свадьба Фигаро»), Фальстаф («Виндзорские проказницы» Николаи); с особым успехом выступал в пражских премьерах опер М. И. Глинки, прошедших под рук. М. А. Балакирева [партии - Иван Сусанин (1866) и Фарлаф (1867)]. В 1869 гастролировал в России, пел в оперных спектаклях, выступал в концертах с певицей Г. Роубаловой и скрипачом Ф. Лаубом. По совету Балакирева дебютировал в 1870 на сцене Мариинского театра в партии Мефистофеля, был принят в состав труппы и поселился в России. Обладал яркими вок. данными, тонким чувством стиля. В числе партий - Гудал, Калашников («Демон», «Купец Калашников» Рубинштейна), Генрих Птицелов, Вальтер («Лоэнгрин», «Тангейзер»), Амонасро; Сен-Бри, Бертрам («Гугеноты», «Роберт-Дьявол»), Лепорелло; Каспар («Вольный стрелок»), Бенно («Фра-Дьяволо»). На протяжении ряда лет регулярно гастролировал (в летние месяцы) в Одесском оперном театре. Оставив сцену в 1882, П. работал репетитором вокалистов и руководителем хора Мариинского театра; позже был режиссёром, ближайшим сотрудником Э. Ф. Направника. Осуществил первые пост. опер: «Иоланта» (1892); «Млада» (1892) и «Сервилия» (1902) Римского-Корсакова, «Орестея» Танеева (1895), «Капитанская дочка» Кюи (1911), возобновил пост. опер «Князь Игорь», «Пиковая дама», «Ночь перед Рождеством» и др. Ставил также оперные спектакли в Большом зале Петерб. консерватории, Эрмитажном театре, Муз.-драм. кружке. П. внёс значит. вклад в разработку принципов реалистич. оперной режиссуры, обращая особое внимание на решение массовых сцен и мизансцен. С 1888 преподавал в Петерб. консерватории сценич. подготовку (зав. оперным классом), с 1912 профессор. Автор оперных либретто, в т.ч. «Франчески да Римини» Направника (совм. с Е. П. Пономарёвым). |