ПАЛИАШВИЛИ (Палиев) Иван Петрович [1 (13) X 1868, Кутаиси - 7 III 1934, Тбилиси] - советский дирижёр и педагог. Нар. арт. Груз. ССР (1924). Брат З. П. Палиашвили. В 1888-89 занимался в Петербурге у Н. А. Римского-Корсакова по композиции и у В. И. Сука по дирижированию. С 1889 работал дирижёром во мн. оперных труппах (Пермь, Рига, Киев, Харьков, Петербург, Одесса и др.), пропагандировал оперные и симф. произв. рус. и западноевроп. классиков; под его упр. впервые исполнялись мн. соч. груз. композиторов. В Грузии как дирижёр выступал в 1911-14; в 1922-1934 гл. дирижёр Груз. театра оперы и балета. Продолжал традиции рус. муз. исполнительского искусства, был одним из лучших интерпретаторов оперных произв. груз. композиторов. Инициатор создания молодёжного симф. оркестра (1925-26). Преподавал в оперной студии Тбилисской консерватории (1922-25). М. Д. Кацева. ПАЛИАШВИЛИ Вахтанг Леванович [2 VII 1919, Тбилиси - 7 XII 1980, там же] - советский дирижёр и педагог. Нар. арт. Груз. ССР (1965). Чл. КПСС с 1945. В 1943 окончил Тбилисскую консерваторию у А. В. Гаука. Дебютировал в 1941 в Москве. С 1944 дирижёр, в 1968-73 гл. дирижёр Груз. театра оперы и балета. В репертуаре П. св. 70 опер и балетов отечеств. и заруб. композиторов (оперы «Абесалом и Этери», «Даиси» и «Латавра» З. Палиашвили, балеты «Медея» и «Гамлет» Габичвадзе, все балеты и опера «Пиковая дама» Чайковского, «Аида» и др.). Дирижировал также симф. концертами. Гастролировал за рубежом. С 1944 преподавал в Тбилисской консерватории (с 1964 профессор), был зав. кафедрой хор. дирижирования. Как муз. редактор подготовил к изданию партитуры опер «Абесалом и Этери», «Даиси» З. Палиашвили и клавир балета «Горда» Д. Торадзе, ряд хор. произв. Груз. композиторов и др. Гос. пр. Груз. ССР им. З. Палиашвили (1971). ПАЛИАШВИЛИ Захарий Петрович [4(16) VIII 1871, Кутаиси - 6 X 1933, Тбилиси] - советский композитор, дирижёр, педагог. Нар. арт. Груз. ССР (1925). Крупнейший представитель грузинской классической музыки. Отец П. был певцом церковного хора, четверо братьев и сестра - музыканты. Первоначальным муз. образованием обязан своему старшему брату Ивану Петровичу П. С 1887 жил в Тбилиси, где вступил в груз. нар. хор Л. Агниашвили, в 1895-99 занимался в муз. уч-ще по классам теории музыки (у Н. С. Кленовского) и валторны. В 1896 начал записывать и обрабатывать груз. нар. песни. В 1900-03 учился в Моск. консерватории по классу композиции у С. И. Танеева. Тогда же в Москве П. создал хор груз. студентов, исполнявший нар. песни, опубликовал сборники нар. песен и статьи о нар. груз. музыке. Возвратившись в Тбилиси (1903), развернул многогранную творч., педагогич. и исполнит. (как дирижёр и органист) деятельность. П. преподавал теоретич. предметы, руководил хором и струн. оркестром в муз. уч-ще и груз. гимназии, участвовал в организации Груз. филармонического общества, при котором основал хор и оркестр, был директором муз. школы при обществе (1908-17), активно работал в правлении Товарищества постановок опер на груз,. яз., собирал, изучал и записывал нар. груз. песни. В 1910 опубликовал «Сборник грузинских народных песен… в народной гармонизации» (40 песен; под псевдонимом Палиев), а также сб. обработок «Восемь грузинских народных песен». После установления в Грузии Сов. власти обществ. деятельность П. значительно активизировалась. Он был профессором Тбилисской консерватории (с 1919, директор в 1919, 1923, 1929-32). Годы формирования П. как музыканта совпали с периодом интенсивного развития нац. литературы и искусства в Грузии, упрочения связей с передовой рус. культурой. Наряду с Д. И. Аракишвили и М. А. Баланчивадзе П. создал новую груз. проф. муз. школу, содействовал широкому развитию муз. культуры. Глубоко национальное по своей природе, творчество П. органически сочетает традиции нар. груз. и рус. музыки, а также достижения мирового искусства. Композитор обобщил многочисл. диалекты груз. муз. фольклора и из его различных этнографич. ветвей создал единый нац. муз. язык (при опоре на карталино-кахетинскую ветвь), лёгший в основу груз. муз. классики. Основное место в творчестве П. занимают оперы. Первая его опера «Абесалом и Этери» (пост. 1919, Тбилиси), написанная по мотивам нар. эпоса «Этериани», стала одним из высших достижений нац. муз. культуры. Хоры, основанные гл. обр. на величаво-протяжных карталино-кахетинских и сванских песнях, придают ей эпический монументальный характер. Монолитность архитектоники, классич. простота и ясность форм, выразительность психологич. характеристик определили художеств. значение оперы и её популярность. Опера «Даиси» («Сумерки», 1923) - лирическая драма, развёртывающаяся на фоне жанровых эпизодов. Наряду с этим в ней ярко воплощены героико-патриотич. идеи. В хоровых сценах «Даиси» отражено многообразие жанров и разветвлений груз. нар. искусства (в т.ч. использованы гурийские песенные интонации и ритмы). «Абесалом и Этери» и «Даиси», занявшие прочное место в репертуаре муз. театров, способствовали формированию нац. оперно-исполнительского искусства. П. была написана также героико-патриотич. опера-легенда «Латавра». Среди др. произв. П. - «Грузинская литургия», хоры, романсы. Имя П. присвоено Груз. театру оперы и балета (1937), ряду муз. уч. заведений. В Тбилиси и Кутаиси открыты Дома-музеи имени П. В 1971 учреждена Гос. пр. Груз. ССР имени П. Соч.: оперы - Абесалом и Этери (либр. П. Мирианашвили, 1919, Груз. театр оперы и балета), Даиси (Сумерки, по пьесе В. Гуния, 1923, там же), Латавра (по пьесе С. Шаншиашвили, 1928, там же); для солистов, хора и орк. - Торжественная кантата (к 10-летию Октябрьской революции, сл. Шаншиашвили, 1927); для орк. - Грузинская сюита на нар. темы (1928); для хора, в т.ч. песни Дис мерцхали… (Сегодня ласточки…), Колыбельная (сл. А. Церетели); для голоса и фп. - романсы на сл. И. Чавчавадзе (Грузинская колыбельная песня, Зачем люблю), И. Гришашвили (Не искушай, Люблю я), Д. Туманишвили (Юной полюбив душой); записи нар. песен (ок. 300, 40 песен в «Сборнике грузинских народных песен, записанных с помощью фонографа в народной гармонизации», опубл. под фам. З. Палиев, 1910); обр. нар. песен, в т.ч. Восемь народных грузинских песен, и др. ПАЛИАШВИЛИ Леван Петрович [25 I (6 II) 1895, Тбилиси - 10 VI 1976, там же] - советский композитор, музыковед, педагог. Нар. арт. Груз. ССР (1967). Муз. образование получил под рук. брата - З. П. Палиашвили - в Тбилисском муз. уч-ще. В 1922 окончил Тбилисскую консерваторию по классу композиции К. Н. Шведова, был также учеником Н. Н. Черепнина, Ф. А. Гартмана. В 1922-33 преподавал в муз. уч-щах Телави, Тбилиси, Кутаиси. В 1933-53 зав. учебной частью и преподаватель теоретич. предметов во 2-м Тбилисском муз. уч-ще, одновременно в 1933-75 преподавал в Тбилисской консерватории (с 1941 доцент). Автор опер «Мать и сын», «Витязь в тигровой шкуре» (1922, 1925; обе - в конц. исполнении, Тбилиси), «Иавнана» («Колыбельная»; 1963, Груз. театр оперы и балета), произв. для симф. оркестра, для фп., хоров, романсов, песен, а также ряда книг; работы «Методика преподавания теории музыки», «Побочные доминанты», «О темпах оперы ?Абесалом и Этери»« остались в рукописи. Соч. на груз. яз.: Гармонический язык оперы «Абесалом и Этери», Тб., 1938; Гармонический язык оперы «Даиси», Тб., 1944; Учебник по элементарной теории музыки, Тб., 1958; Гармония. Учебник для студентов музыкальных училищ и консерватории, Тб., 1963. |