ПАРИЖСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ (Conservatoire National Superieur de Musique) - старейшее в Европе светское проф. муз. учебное заведение (в 1816-70 называлась Королевской школой музыки). Основана в Париже декретом Нац. конвента от 3 авг. 1795 на базе существовавшей с 1784 Королевской школы пения и декламации (Йcole Royale de Chant; основатель P. Ж. Госсек) и Муз. школы Нац. гвардии (Йcole Gratuite de Musique de la Garde Nationale; создана в 1792; в 1793-95 - Нац. муз. институт). Основателем и первым руководителем П. к. был Б. Саррет. В первые же годы своей деятельности П. к. выросла в ведущее уч. заведение страны и уже в 1797 насчитывала 125 преподавателей и около 600 уч-ся; при П. к. существовали также типография и нотный магазин. В 19 в. происходило совершенствование структуры, методов преподавания, расширение круга дисциплин. В П. к. стали обучать игре на всех традиционных муз. инструментах, пению, драм. искусству, истории и теории музыки. В 1812 при П. к. был создан пансионат и учреждены стипендии для неимущих студентов. Тогда же открылся консерваторский театр, проводивший публичные репетиции спектаклей. Устраивались концерты студентов. В 1817 при консерватории была открыта Начальная школа пения. В 1828 было создано «Общество концертов Парижской консерватории», поныне играющее заметную роль в муз. жизни города (инициатор и руководитель его симф. собраний Ф. Хабенек). Концерты давались в здании консерватории, а также периодически в оперных театрах. Особенности статуса П. к. - почти полное отсутствие возрастных границ для поступающих и своеобразная система конкурсных испытаний и премирования уч-ся при переходе с курса на курс и по окончании учёбы. С 1803 студенты, наиболее успешно окончившие курс композиции, отмечаются Римскими премиями. На протяжении 19-20 вв. во главе П. к. стояли мн. крупнейшие композиторы, в т.ч. Л. Керубини (1822-1842), Ф. Обер (1842-71), А. Тома (1871-96), Т. Дюбуа (1896-1905), Г. Форе (1905-19), позже - К. Дельвенкур, М. Дюпре, Р. Лушёр. Среди педагогов П. к. были такие видные музыканты, как Ф. Паэр, Ж. Ф. Лесюэр, А. Рейха, Ф. Ж. Фетис, Ф. Галеви, Т. Крейцер, А. Адан, М. Гарсиа, Ш. М. Видор, И. Филипп, А. Жедальж, П. Дюка, В. д'Энди, А. Корто, Д. Мийо и др. Уже в нач. 19 в. П. к. стала центром муз.-образовательной деятельности во Франции; в её ведение были переданы уч. заведения, открытые в Лилле (1810) и Тулузе (1826); под её наблюдением находятся муз. уч. заведения среднего типа (в Дижоне, Лионе, Нанси и др. городах); управление ими осуществляет генеральный инспектор из числа руководящих профессоров П. к. Важную роль играет П. к. и как исследовательский центр: в 1940-70-х гг. большое внимание уделяется курсам теории музыки, муз. анализа, муз. эстетики. Библиотека П. к. (осн. в 1801) обладает одним из крупнейших во Франции собраний нот (в т.ч. автографов соч., представленных в конкурсах на Римскую премию) и книг о музыке. Регулярно пополняется созданный в 1861 Музей музыкальных инструментов. |