ПАРКЕР (Parker) Хорейшио (15 IX 1863, Оберндейл, шт. Массачусетс - 18 XII 1919, Сидархерст, Лонг-Айленд) - американский композитор и органист. В 1880-85 учился композиции у Дж. У. Чедвика в Бостоне и Й. Г. Рейнбергера в Мюнхене. Церк. органист и рук. хора в Нью-Йорке (1886-87) и Бостоне (1888-93). С 1894 до конца жизни преподавал композицию в Йельском университете в Нью-Хейвене (среди учеников - Ч. Айве, Р. Сешнс, К. Портер). Реорганизовал там муз. общество, руководил основанным им симф. оркестром. Писал гл. обр. соч. крупных форм, в т.ч. вок.-симфонические. Соч.: оперы - Мона (1912, Нью-Йорк), Страна чудес (Fairyland, 1915, Лос-Анджелес); оратории, в т.ч. Hora Novissima (1893), рождественская кантата Святой младенец (The Holy Child, 1893); симфония (1885), 3 увертюры; концерт для органа с орк. (1902); сюита для скр., влч. и фп. и др. камерно-инстр. соч.; пьесы для органа; хоры с орк.; духовные песни. ПАРКЕР (Parker; прозв. Бёрд, от Bird - птица) Чарлз (Чарли) (29 VIII 1920, Канзас-Сити - 12 III 1955, Нью-Йорк) - амер. саксофонист (альт) негр. происхождения. С 1937 играл в танц. оркестрах Канзас-Сити, в 1941-42 - в кафе «Т-р Минтона». Вместе с Д. Гиллеспи, Т. Монком и др. негр. музыкантами выработал исполнит. стиль, способствовавший становлению т. н. би-бопа (см. Джаз) - одного из ранних стилей совр. джаза. Играл в ряде амер. джазовых оркестров, в т.ч. под упр. Э. Хайнса и Н. Сиссла (1942-44), одноврем. - в квинтете Гиллеспи. Выступал с организованным им (1947) квинтетом на джазовом фестивале в Париже (1949), в скандинавских странах (1950). Играл в качестве солиста также со струн. оркестром. Импровизации П. отличались виртуозностью, в них проявлялось его развитое ритмич. и гармонич. мышление; особенности звукоизвлечения и фразировки придавали его соч. асимметричность и угловатость, что резко выделяло творчество П. на фоне танц.-развлекательного джаза 30-40-х гг. Автор джазовых пьес «Теперь пора» («Now's time»), «Конфирмация» и др. Позднее признание П., его трудная жизнь легли в основу сюжета повести X. Кортасара «Преследователь». |