ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ (от позднелат. partes - голоса, мн. ч. от лат. pars - часть, участие, в переносном смысле - хоровая партия) - стиль рус. и укр. многоголосной хор. музыки. П. п. было перенесено в Россию с Украины в сер. 17 в., официально утвердилось со времени приглашения в Москву укр. церк. певчих (1652), но практиковалось и раньше; просуществовало вплоть до последней четверти 18 в., получив распространение по всей России. Термины «П. п.», «партес», «портес» установились в 17 в., что подтверждается рядом историч. документов: «Да выбрати б вам из братии по портесу певцов добрых и красногласных» (грамота 18 ноября 1657); «Свободно убо творим вся прошения их, в грамоте сеи помяненная, в событие приводити… и пения, именуемого партесное» (грамота 1668). Певцы, исполнявшие партесные произв., наз. партесниками. Тексты для произв. партесного стиля заимствовались из литургии, всенощной и др. служб; использовались и вполне светские тексты. Количество голосов в П. п. колеблется в широких пределах - от 3 до 12, в единичных случаях оно достигает 16, 24 и даже 48. Особенно развитая фактура отличает партесные концерты. Муз. теоретик последней четв. 17 в. Н. П. Дилецкий различал 2 вида многоголосия в П. п.: «простоестественное» и «борительное или концертовое». В первом случае подразумевалось постоянное многоголосие при непрерывном пении всех голосов и одновременном произнесении ими текста; во втором - переменный склад многоголосия, сопоставления tutti и группы голосов, имитации кратких мелодич. тем, вызывающие разновременное пропевание текста. Произв. с постоянным многоголосием обычно представляли собой 4-голосную обработку мелодий знаменного и др. распевов. Ведущая мелодия помещалась в теноре, верхние голоса дополняли её до образования трезвучий, иногда неполных; бас, служивший основанием гармонии, характеризовался развитым мелодич. движением и наряду с аккордовыми тонами включал вспомогательные к ним и проходящие звуки. В таком же роде создавались и светские хоровые произведения, примером чему может служить застольная песня анонимного автора: Произв. с постоянным многоголосием не ограничивались 4-голосным складом - создавались и 6-8-голосные и т.д. В таких случаях композитор обычно не прибегал к заимствованию мелодии, сочиняя всю музыку произведения. Протяжённые мелодии старинных распевов редко использовались в произв. с переменным многоголосием, написанных, как правило, в форме свободных композиций. Их тематизм интонационно восходил к кантам, фанфарным оборотам инстр. музыки, отд. попевкам знаменного и др. распевов. Большую роль играли и общие формы движения. При тематич. развитии использовались сложные системы имитаций, разнообразные комбинации сопоставлений полного хора и группы голосов (обычно двух или трёх). Произв. с переменным многоголосием отличались широким применением структур сквозного развития, трёхчастной и рондообразной форм, использованием приёма повторения избранной характерной фразы текста (род припева) и мн. др. Большую роль в сочленении формы играли кадансы, разграничивавшие её разделы. Широкое распространение получила форма цикла «Службы божьей», «Всенощного бдения» и пр., сочетавшая интонационное, гармоническое и тональное единство. В стиле, сменившем П. п., эта форма исчезла и была восстановлена лишь в последней четверти 19 - нач. 20 вв. в произв. П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова и др. композиторов. Известны имена более пятидесяти укр. и русский композиторов - создателей партесных произведений. Среди них: Василий Титов, особенно выделявшийся творч. активностью, Николай Дилецкий, Симеон Пекалицкий, Николай Бавыкин, Николай Калашников, уставщик государевых певчих дьяков при Петре I Стефан Беляев. П. п. распространялось исключительно через копирование рукописей, которые сохранились в большом количестве и находятся в Гос. Историч. музее (Москва) и др. архивах. Это б.ч. комплекты хор. партий. Партитур мало, причём они ограничиваются сочинениями с постоянным многоголосием и небольшим числом голосов. Произв. П. п. писались гл. обр. в C-dur, G-dur, F-dur и их параллелях, однако знаки альтерации обычно выставлялись не при ключе, а при соответствующих звуках (как случайные); они часто пропускались при переписке, что затрудняет восстановление подлинного нотного текста произведения и нередко приводит к ошибкам в публикациях. В некоторых рукописях встречаются динамич. оттенки: «тихо» (piano) и «голосно» (forte). Обозначение темпа почти нигде не выставлялось, не выписывались и тактовые черты, но размер такта в произведениях с переменным многоголосием указывался. В. Титов. Концерт в честь Полтавской победы. До недавнего времени произв. П. п. не издавались, лишь в работах по истории музыки приводились их отд. отрывки. |