ПАС (Paz) Хуан Карлос (5 VIII 1901, Буэнос-Айрес - 25 или 26 VIII 1972, там же) - аргентинский композитор. Ученик К. Гайто. Входил в «Группу муз. обновления», но отошёл от её эстетич. установок, основал «Ассоциацию новой музыки» (1937), явившуюся зародышем авангардизма в аргент. музыке. В произв. П. 1920-х - нач. 30-х гг. проявились влияния неоромантизма и отчасти импрессионизма («3 лирические пьесы» для фп., 1922, и др.), неоклассицизма («Три пьесы» для оркестра, 1931). С сер. 30-х гг. примкнул к школе А. Шёнберга (4 «Додекафонные композиции» для камерных составов, 1934-38; «Шесть наслоений» для оркестра - «Seis superposiciones», 1954). Автор ряда монографий, выступал как муз. критик. Соч.: для орк. - Рождественская песня (Canto de Navidad, 1927), Канонические трансформации (Transformaciones canonicas, 1955); Музыка (для фагота, струн. орк. и ударных, 1956); Непрерывность (Continuidad, для 12 инструментов и ударных, 1954); камерно-инстр. ансамбли, фп. пьесы; музыка к кинофильмам. Лит. соч.: La musica en los Estados Unidos, Mex., 1952; Introduccion a la musica de nuestro tiempo, B. Aires, 1955; A. Schönberg о el fin de la era tonal, B. Aires, 1958; Alturas, tensiones, ataques, intensidades, B. Aires, 1970. |