ПАСТИЧЧО (итал. pasticcio, букв. - паштет; в переносном смысле - смесь, мешанина) - опера, состоящая из арий, дуэтов и др. частей, заимствованных из разл. опер нескольких или (реже) одного композитора. Создатели П. стремились в угоду слушателю объединить в одном произв. целый ряд наиболее популярных оперных номеров. Для подобных П. создавались новые либретто; т. о., каждый из номеров звучал с новым текстом. Пример П. с музыкой разл. композиторов - опера «Томирис, королева Скифии», составленная Дж. Пепушем из опер А. Скарлатти, Дж. Бонончини, А. Стеффани, Ф. Гаспарини и Т. Альбинони (речитативы самого Пепуша, либретто П. А. Мотто, Лондон, 1707). Пример П. из опер одного композитора - опера «Айвенго», составленная А. Паччини из опер Дж. Россини «Семирамида», «Моисей», «Танкред» и «Сорока-воровка» (Париж, 1826). Нередко П. называют и сочинения, прежде всего оперные, над созданием которых с самого начала работало несколько композиторов (обычно каждый из них писал по одному акту). В их числе - опера «Муций Сцевола» Ф. Маттеи, Дж. Бонончини и Г. Ф. Генделя (Лондон, 1721), опера «Маркиза де Бреивилье», музыку которой написали Ф. Обер, Д. А. Баттон, А. Бертон, Ф. Бланжини, A. Буальдьё, М. Карафа, Л. Керубини, Ф. Герольд и Ф. Паэр (Париж, 1831). Порой подобным образом создавались и произв. др. жанров. Напр., музыка духовной оратории «Долг первой заповеди» («Die Schuldigkeit des ersten Gebots», Зальцбург, 1766/67) была написана А. К. Адльгассером, M. Гайдном и В. А. Моцартом. В 19-20 вв. встречаются и случаи коллективного создания балетов («Новобрачные Эйфелевой башни»-»Les maries de la Tour Eiffel» с музыкой «Шестёрки», Париж, 1921), инстр. произведений (шуточная соната для скрипки и фп., написанная для Й. Иоахима Р. Шуманом, И. Брамсом и А. Дитрихом, 1853). Особые примыкающие к П. произв. составляют циклы вариаций ряда композиторов, каждому из которых принадлежит по одной вариации, напр. изданные в 1824 вариации для фп. на вальс Диабелли, в создании которых приняли участие Ф. Шуберт, Ф. Лист, И. Н. Гуммель, Ф. Калькбреннер, И. Мошелес, Й. Черни, Я. В. Воржишек, В. Томашек и др. композиторы (Бетховен написал на ту же тему целый цикл вариаций), или «Парафразы на неизменную тему» («тати-тати») для фп. в 3 руки Бородина, Римского-Корсакова и Кюи (1878), струн. квартет В-La-F Римского-Корсакова, Бородина, Глазунова и Лядова, вариации на рус. нар. тему для струнного квартета Римского-Корсакова, Глазунова, Лядова, Блуменфельда и др. (1899), сб. пьес для струн. квартета членов Беляевского кружка - «Пятницы» (1899). |